Наталия Терентьева

Наталия Терентьева

народная артистка России

Окончила Московское городское театральное училище в 1949 году (руководитель курса В.В. Готовцев).

1950-1953 гг. артистка Иркутского областного театра юного зрителя.

1953-1956 гг. артистка Псковского областного драмтеатра им. А.С. Пушкина.

С 1956 года артистка Ярославского ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г. Волкова (далее Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова).

1963-1976 гг. педагог курса «Сценическая речь» в Ярославском театральном училище.

В 1966 году присвоено почетное звание «Заслуженная артистка РСФСР», в 1980 году – почетное звание «Народная артистка РСФСР».

1955-1956 гг. депутат городского совета депутатов трудящихся (г. Псков).

1959-1963, 1973-1984 гг. депутат Кировского районного совета депутатов трудящихся.

1985-1986 гг. член городского совета народных депутатов.


Награждения

Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», 1970.

Медаль «Ветеран труда», 1982.

Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 1993.

Орден Почета, 1996.

Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников культуры награждена в связи с 950-летием основания города Ярославля за творческие успехи, 1960.

Диплом II степени «За творческое достижение во Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции» за исполнение роли Манефы в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского. Москва, 1967.

Почетная медаль Святого Луки «За развитие искусства» Ярославль, 1996.

Диплом победителя городского конкурса «Человек труда — сила, надежда и доблесть Ярославля» за многолетний и добросовестный труд, высокие показатели, активное участи в общественной жизни и большой вклад в социально-экономическое развитие г. Ярославля по итогам работы в 2002 г.

Свидетельство о внесении в зал «Трудовая слава» по итогам работы в 2002 г. Ярославль, 2003.

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение роли Живки в спектакле «Госпожа министерша» по пьесе Б. Нушича. Ярославль, 1979.

Государственная премия Монгольской Народной Республики за исполнение роли Толгонай в спектакле «Материнское поле» по произведению Ч. Айтматова. МНР, Дархан, 1982.

Диплом управления культуры и обкома профсоюза работников культуры за исполнение роли Толгонай в спектакле «Материнское поле» по произведению Ч. Айтматова. Ярославль, 1982.

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение ролей: Памела в спектакле «Дорогая Памела» по пьесе Д. Патрика; Фекла в спектакле «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя. Ярославль, 1985.

Областная премия имени Федора Волкова «За заслуги в области театрального искусства» II степени за исполнение роли Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского. Ярославль, 1999.

Областная премия имени Ф. Волкова «За заслуги в области театрального искусства» II степени за исполнение роли Софьи Ивановны в спектакле «Рождественские грезы» по пьесе Н. Птушкиной. Ярославль, 2001.

Специальная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Москва, 2005.

Городская премия в области культуры и искусства. Ярославль, 2006.

Свидетельство №33 о занесении в Книгу Почета Ярославской области на основании постановления Губернатора Ярославской области №960 от 24.11.2006 «За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие театрального искусства области». Ярославль, 2006.

Лауреат Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства III степени в номинации «За достижения в области театрального искусства». Москва, 2006.

Премия Николая Рыбакова в номинации «Актриса России». Тамбов-Москва, 2008.

Почетный диплом «За лучшее исполнение женской роли» III Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» за исполнение роли пани Конти в спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе О. Заградника. Калуга, 2008.



Роли в текущем репертуаре театра

Гиза — «Кошки-мышки» (Иштван Эркень)
Бабушка — «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Нодар Думбадзе и Григорий Лордкипанидзе)
Госпожа Пернель — «Тартюф» (Мольер)

Роли

Иркутский областной театр юного зрителя:

Мария Александровна Ульянова — «Семья» А. Попова
Поликсена — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского
Людмила — «Поздняя любовь» А. Островского
Рассаба — «Волынщик из Стракониц» Й. Тыла
Псковский областной драматический театр им. А.С. Пушкина:

Мария Александровна Ульянова — «Семья» А. Попова
Лариса — «Бесприданница» А. Островского
Комиссар — «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского
Фосфорическая женщина — «Клоп» В. Маяковского
Софья — «Последние» М. Горького
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова:

Ганка, Дульская — «Мораль Пани Дульской» Г. Запольской
Грета — «Последняя остановка» Э.-М. Ремарка
Лида — «Такая любовь» П. Когоута
Ламбрини — «Остров Афродиты» А. Парниса
Матильда — «Физики» Ф. Дюрренматта
Миссис Уоррен — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу
Манефа, Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского
Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба
Рашель — «Васса Железнова» М. Горького
Бернарда — «Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г. Лорки
Клеопатра — «Враги» М.Горького
Дорина — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера
Кукушкина — «Доходное место» А. Островского
Баронесса — «Самый правдивый» Г. Горина
Толгонай — «Материнское поле» Ч. Айтматова
Памела — «Дорогая Памела» Д. Патрика
Фекла — «Женитьба» Н. Гоголя
Степанида — «Кавказский роман» Л. Толстого
Генеральша — «Фома» Ф. Достоевского
Лолита — «Честный авантюрист» К. Гольдони
Софья Ивановна — «Рождественские грезы» Н. Птушкиной
Антонида Васильевна — «Игрок» Ф. Достоевского
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Островского
Пани Конти — «Соло для часов с боем» О. Заградника
Княгиня Тугоуховская – «Горе от ума» А. Грибоедова
Суворова — «Чёртова дюжина» А. Аверченко
Мадам Пернель — «Тартюф» Мольера
Бабушка — «Я, бабушка, Илико и Илларион»  Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе
Гиза — «Кошки-мышки» И. Эркеня

Пресса 

Маргарита Ваняшова. ВОЛКОВСКОЕ ДЕЙСТВО О ТЕРЕНТЬЕВОЙ (Газета «Северный край» от 25 октября 2011 г.)
Екатерина Даренина. Юбилей Наталии Терентьевой (Газета «Ярославский регион» от 18 октября 2011 г.)
Актриса принимает поздравления. (Северный рабочий.-19. сент. 1976.)
Бадалян А. Маска, я тебя знаю (Российская газета. Верхняя Волга.- 20 апр. 2006.-№82.)
Баунов Г. Сирень в окне (Северный рабочий.-20 февр. 1966.)
Ваганова И. Терентьеву Бог поцеловал (Золотое кольцо.-20 нояб. 1997. (Приложение «Ира». Выпуск №57).)
Ваняшова М. Бенефис на столичной сцене (Северный край.-5-6 марта 2005.-№38-39.)
Ваняшова М. Душа актрисы (Дом Волкова.-2001.-№3.)
Ваняшова М. И вечностью заполнен миг (Театр.-1981.-№6.)
Ваняшова М. И рукоплещет зал… (Северный край.-6 июня 2008.-№99.)
Ваняшова М. «Культура» снимает фильм о Наталии Терентьевой (Северный край.-11 окт. 2006.-№190.)
Ваняшова М. Между критиком и театром не должно быть расстояния (Дом Волкова.-2001.-№1.)
Ваняшова М. Мое сердце осталось в Ярославле… (Северный край.-7 дек. 2006.-№229.)
Ваняшова М. Победительница (Северный край.-1996.)
Ваняшова М. Полвека на Волковской сцене (Северный край.-8 сен.-2006.-№167.)
Ваняшова М. Сила гордой души (Золотое кольцо.-15 сент. 2001. («Уединенный пошехонец». Выпуск №103).)
Ваняшова М. Триумфальный бенефис Наталии Терентьевой в Москве (Дом Волкова.-2005.-№12.)
Владимирова О. Отличились трое (Золотое кольцо.-26 мая 2007.-№93.)
Владимирова Е. Терентьева вновь на ТВ. (Золотое кольцо.-12 мая 2007.-№83.)
Волки в отсутствии овец (Северный край)
Голубева В. В культуре ценен срок (Ярославская неделя.-20 дек. 2006.-№51.)
Горобченко Т. На сцене и в жизни (Северный рабочий.-11 окт. 1981.)
Губернские вести. (Золотое кольцо.-19 апр. 2007.-№70.)
Губин К. Будьте счастливы и здоровы, Наталия Ивановна! (Ярославские страницы.-18-24 сен. 2006.-№33.)
Жегин Н. Калужское зеркало Мельпомены (Культура.-15-21 мая 2008.)
Злотникова Т. Актриса, парадоксов друг (Городские новости.-6 дек. 2006.-№73.)
«Золотую маску» вручили ярославской актрисе (Ярославская неделя.-19 апр. 2006.-№16.)
Ермолин Е. Пришел серенький волчок (Северный край)
Ермолин Е. У нас был целомудренный театр! (Северный край.-25февр. 1995.-№38.)
Колесова Т. Исповедь счастливой женщины (Караван-рос 9 нояб. 2004.-№45.)
Кораблева И. В Наталию влюбленный… (Северный край.-8. сент. 1999.)
Кораблева И. И дольше века длится МХАТ (Ярославская неделя.-20 нояб. 1998.)
Кораблева И. Прекрасная леди спектакля (Губернские вести.-18 февр. 1998.-№32.)
Кондорская В. Дивный мир страстей и жизни (Северный рабочий.-28 марта 1975.)
Кондорская В. Хлопоты госпожи министерши (Северный край.-4 нояб. 1978.)
Коротко (Юность.-20 дек. 2006.-№52.)
Кудрявов С. За заслуги перед Ярославлем (Северный край.-19 апр. 2007.-№68.)
Лежневский В. Пять премий мэра (Северный край.-15 дек. 2006.-№235.)
Лещенкова Е. День города в Ярославле прошел под знаком семьи (Комсомольская правда-Ярославль.-29 мая 2007.) 
Муравьева И. Примадонны России (Культура.-31 марта-6 апр. 2005.-№12.)
Натальин день (Северный рабочий.-8 сент.)
Николаева Л. Маленький остров свободы (Северный край.-28 апр.-№75.)
Николаева Л. Награда за честь и достоинство (Северный край.-22 дек. 2005.)
Пасхина С. «Золотая маска» для Терентьевой (Золотое кольцо.-19 апр. 2006.-№68.)
Пасхина С. Еще фору молодым даст (Золотое кольцо.-13 дек. 2006.-№232.) 
Петрякова О. Премия из рук мэра (Городские новости.-20 дек. 2006.-№77.)
Псковские сезоны. Сборник статей и очерки. (Псков: Дом и Стерх.-1999.)
Рагимханова К. Иркутская история Наталии Терентьевой (Ярославская неделя.-27 дек. 2006.)
Солдатов А. Мэр наградил самых талантливых ярославцев (Комсомольская правда-Ярославль.-16 дек. 2006.-№188.)
Соловьева А. Слово актрисы (Губернские вести.-9 дек. 1997.)
Соломонов А. Доброта и творчество (Губернские вести.-26 нояб. 1997.-№225.)
Томашов В. Материнское поле (Северный рабочий 17 марта 1981.)
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного звания  «Народный артист РСФСР» Терентьевой Н.И.
Шиманская М. «Золотая маска» Наталии Терентьевой (Северный край.-20 апр. 2006.-№69.)
Шиманская М. И честь, и достоинство Наталии Терентьевой (Северный край.-18 февр. 2006.-№30.)
Шиманская М. Я никогда ни на кого не обижалась (Северный край.-8 сент. 2001.-№167.)
Юхотникова К. Наталия Терентьева: обаяние таланта (Дом Волкова.-2006.-№14.)
Якубович О. Наталия Терентьева: «Говорить всегда на высоком уровне». (Юность.-20 дек. 2008.-№52.)

_____________________


С 1951 года член СТД РФ, член правления Ярославской организации СТД РФ
Наталия Ивановна Терентьева родилась в 1926 году в Москве. Ее семья своими корнями тесно связана с Малым и Московским Художественным театрами. Бабушка Наталия Андреевна училась в студии Малого театра у Александра Павловича Ленского, вместе с Ольгой Леонардовной Книппер. Дед Федор Андреевич и мать Елена Федоровна работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского.

В годы Великой Отечественной войны Наталия Ивановна Терентьева была санитаркой военно-санитарного поезда, медсестрой военного госпиталя, именно там воспитывались терпение, вера, человеколюбие и энтузиазм, столь необходимые художнику в его профессии. После войны Наталия Ивановна пошла в рабочие сцены МХАТа, не чураясь чернового труда, стояла «на занавесе», который надо было раздвигать вручную. Впоследствии была принята во вспомогательный состав МХАТа, участвовала в легендарном спектакле «Синяя птица», первые уроки мастерства проходили в стенах театра у В. И. Качалова и О. Л. Книппер.

Одновременно была актрисой самодеятельного Театра Романтики, который был организован в послевоенной Москве молодежью театральных вузов во главе с Александром Галичем. В 1950 году окончила Московское городское театральное училище (руководитель курса В. В. Готовцев), где преподавали ученики Станиславского.

С 1956 года Н. И. Терентьева служит в Волковском театре. Молодая актриса с великолепной сценической внешностью, заразительным темпераментом, глубоким голосом явилась украшением труппы. В мощном, ярком ансамбле мастеров Волковской сцены, демонстрировавшим единый стиль игры и острое чувство современности, ее голос зазвучал органично и уверенно. В ее героинях била ключом жизнь, она отдавались творчеству со всей искренностью богатой артистической души. Актерская юность Н.И. Терентьевой уже предсказывала будущий обширный творческий диапазон – от эпизодических «проказниц», наивных и непосредственных инженю, героинь, обладавших лирическим и комедийным очарованием, до трагических обертонов роли. Актриса покоряла неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры в комедийных спектаклях по пьесам Мольера (Дорина «Тартюф«), Скриба (герцогиня Мальборо «Стакан воды»), Запольской (Ганка «Мораль пани Дульской»).

Работая вместе с большими мастерами Волковской сцены – А. Чудиновой, К. Незвановой, Г. Беловым, С. Ромодановым, В. Нельским, актриса вбирала ту степень органики, свободы сценического существования, тонкости психологической разработки характеров, которой отличалась русская школа театральной игры и которая со временем будет освоена ею в совершенстве.

В 60-70-х событиями театральной жизни, своеобразными вехами в истории Волковского театра становятся главные роли актрисы — Матильды фон Цанд («Физики»), миссис Уоррен («Профессия миссис Уоррен»), Бернарды («Дом Бернарды Альбы»), Рашель («Васса Железнова»), отмеченные высоким социальным пафосом, острым психологизмом, гротесковыми отсветами. Сильной стороной актерской индивидуальности Н.И. Терентьевой становится синтез психологического и игрового рисунка образа. Эксцентрика, игровая стихия, комедиантская инфернальность была присуща и ее Свахе («Хелло, Долли!») и другой свахе — Фекле Ивановне («Женитьба») и Кукушкиной («Доходное место»).

Новым этапом, средоточием опыта и мастерства стала для актрисы работа над образом Толгонай в «Материнском поле». Главной темой творчества Н.И. Терентьевой становится духовная красота и сила человека. В спектакле в полной мере раскрылось ее дарование – актрисы огромного, мощного темперамента. Свобода переходов от реального, земного, ничем не прикрашенного быта и состояния души – к иному измерению, к масштабному постижению мира, к символике и обобщению, переплетение романтического и реального, слияние вечного и быстротекущего, исторического, общечеловеческого и частного, легендарного и бытового, – вот диапазон, в котором пребывала и существовала Н.И. Терентьева – Толгонай.

Актриса сыграла на Волковской сцене более 200 ролей. Однако ее актерскую судьбу нельзя назвать легкой и счастливой. Были и в ней трагические страницы, рожденные переломной эпохой, когда, в запале Перестройки, она позволила усомниться в верности позиций, избранных тогдашним руководством театра. Н.И. Терентьева выстояла, не сломилась, и по существу заново, проявив гражданское мужество, сохранив творческую индивидуальность, вернулась на сцену в полном блеске своего актерского мастерства.

Сценическими событиями последних лет стали роли: Генеральша («Фома»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Бабушка («Игрок»), Софья Ивановна («Рождественские грезы»). Генеральша («Фома») — центральное лицо всего спектакля, именно она организует вокруг себя сценическое пространство. Не бытовая маменька, не комедийная барыня, а инфернальная старуха из преисподней. Испепеляющий взгляд, невероятная энергетика! Безумная охранительница блудных детей, страж последних искр домашнего очага – она настоящая трагическая героиня. В роли Бабушки («Игрок») актриса в очередной раз демонстрирует победительное актерское обаяние, свойственную ее дарованию мудрую иронию. Эта гротескно-комическая русская Бабушка, барыня-самодурка, — симпатична, весела, отважна, стремительна, всех видит насквозь и производит фурор сверх меры. В финале актриса Н.И. Терентьева откроет пробуждение человечности в своей героине и умудряющий человека опыт поражения. Роль Софьи Ивановны («Рождественские грезы»), названной критикой «поистине ювелирной», значительно шире замысла драматурга. Ее героиня живет жаждой восстановить, гармонизировать, залечить нашу жизнь. Актриса создает особую пряность атмосферы, печальное очарование «света незакатного», «вечернего света» насыщенной событиями и протяженной в истории человеческой жизни.

За 23 года бессменного руководства депутатской комиссии по культуре Н. И. Терентьева завоевала популярность своей общественной деятельностью: реально помогла получить жилье нуждающимся работникам культуры, по ее инициативе и активном участии была создана в Ярославле первая детская школа искусств.

Наталия Ивановна Терентьева – актриса большого стиля, ее щедрость и талант проявляется не только в созданных сценических образах, но и в отношении к судьбе искусства — она наставник и добрый друг подрастающей в стенах театра молодой актерской смены, совесть театра, строгий и мудрый советчик Волковского дома, активно отстаивающая верность сценическим традициям русской театральной школы.

Наталия Ивановна Терентьева служит на сцене театра имени Федора Волкова более 50 лет. В мощном, ярком ансамбле мастеров, которым всегда славилась Волковская сцена, она является украшением труппы. Великолепная сценическая внешность, заразительный темперамент, глубокий и мелодичный голос принесли актрисе заслуженную любовь и популярность. В комедийных ролях: Дорина («Тартюф»), герцогиня Мальборо («Стакан воды»), Ганка, а затем пани Дульская («Мораль пани Дульской») покоряла неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры.

Роли первого плана, требующие рельефности, органики, тонкости психологической разработки характеров, соответствовали ее мастерству. Актриса в совершенстве владеет свободой сценического существования, которой отличается русская школа театральной игры. Ее творческий диапазон огромен – от эпизодических «проказниц», с характерным лирическим и комедийным очарованием до высот трагедийных образов. Сильной стороной актерской индивидуальности Н.И. Терентьевой является синтез психологического и игрового рисунка образа.

Событиями театральной жизни 60 – 80-х XX века становятся роли: фрау Цанд («Физики»), миссис Уоррен («Профессия миссис Уоррен»), Рашель («Васса Железнова»), Бернарда («Дом Бернарды Альбы»), отмеченные высоким социальным пафосом, острым психологизмом, гротесковыми отсветами. В роли Толгонай («Материнское поле») в полной мере раскрылось дарование Н.И. Терентьевой – актрисы огромного мощного темперамента. Главной темой ее творчества становится духовная красота и сила человека.

В работах последних лет – Генеральша («Фома»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Бабушка («Игрок»), Софья Ивановна («Рождественские грезы»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), пани Конти («Соло для часов с боем») — актриса расширяет границы творческого диапазона, насыщая сценическое пространство характерами и событиями в истории человеческой жизни.

С 1963 по 1976 гг. Н.И. Терентьева, как педагог Ярославского театрального училища, воспитала несколько поколений актеров, прививая им, не только правила владения сценическим голосом, а также высокую театральную культуру, которую она впитала в своей семье, тесно связанной с Малым и Московским Художественным театрами.

В Ярославле Н.И. Терентьева известна как общественный деятель. Она избиралась депутатом городского и районного Советов трудящихся (1965 – 1990 гг.) Бессменный член Правления Ярославской организации СТД РФ, она — совесть театра, строгий, мудрый советчик и друг молодой актерской смены Волковского дома. Любимица театрального Ярославля, Н. И. Терентьева, также известна всей театральной России — любовь публики отдана талантливой артистке, художнику, человеку неповторимой индивидуальности и подлинной культуры.