Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

народная артистка РФ

Татьяна Борисовна Иванова

Окончила Ярославское театральное училище в 1971 году (руководитель курса Ф.Е. Шишигин), Ярославское театральное училище (ВУЗ) в 1985 году (руководитель курса Г.Б. Дроздов).

С 1971 года артистка Ярославского академического ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имен Ф.Г. Волкова (далее Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова).

В 1994 году присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Российской Федерации», в 2006 году — «Народная артистка Российской Федерации».

С 1974 года член СТД РФ, член Правления Ярославской организации СТД РФ.

Награждения

Диплом «Лучшая женская роль» за исполнение роли Анисьи в спектакле «Власть тьмы» по пьесе Л. Толстого на Всероссийском смотре спектаклей драматических и детских театров, посвященных 150-летию со дня рождения Л. Толстого. Тула,1978.

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение роли Матрены в спектакле «Горячее сердце» А. Островского. Ярославль, 1988.

Областная премия за заслуги в развитии искусства, культуры, литературы, журналистики, архитектуры и реставрации в номинации «Театральное искусство», премия имени Ф. Волкова второй степени за исполнение роли миссис Уайр в спектакле «Вье карре» («Старый квартал Нового Орлеана») Т. Уильямса. Ярославль, 1994.

Областная премия «Лучшая роль года» за исполнение роли Гурмыжской в спектакле «Лес». Ярославль, 1997.

Областная премия за заслуги в развитии искусства, культуры, литературы, журналистики, архитектуры и реставрации в номинации «Театральное искусство», премия имени Ф. Волкова I степени за исполнение роли Звездинцевой в спектакле «Спириты» Л. Толстого. Ярославль, 2003.

Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства, учрежденная полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном округе «За достижения в области театрального искусства» II степени. 2005.

Областная премия «За высокое служение театру и развитие традиций Федора Волкова» 2009 г.

Роли в текущем репертуаре театра

Домна Пантелеевна — «Таланты и поклонники» (Александр Островский)
Анна — «Последний срок» (Валентин Распутин)
Мать Лены — «Бульвар удачи» (Елена Скороходова)
Вера Игнатьевна, мать Стибелева — «Екатерина Ивановна» (Леонид Андреев)

Роли

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова:

Виктоша — «Сказки старого Арбата» А. Арбузова
Ксения — «Царь Юрий» В. Соловьева
Аленка — «Федор Волков» Н. Севера
Василина — «Снега» Ю. Чепурин
Клавдия — «Солдатская вдова» Н. Анкилова
Вера — «Долги наши» Э. Володарского
Луиза — «Маленькие трагедии» А. Пушкина
Мария — «Двенадцатая ночь» В. Шекспира
4-я Сказительница, Жар-птица, Месяц-Месяцович, Кобылица — «Конек-горбунок» П. Ершова
Лиза — «Горе от ума» А. Грибоедова
Панаева — «Штурманы грядущих бурь» Н. Севера
Пьеретта — «Восемь любящих женщин» Р. Тома
Анисья — «Власть тьмы» Л. Толстого
Екатерина — «Царская охота» Л. Зорина
Монахова — «Варвары» М. Горького
Дженни-Малина — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля
Ренева — «Светит, да не греет»
Матрена — «Горячее сердце» А. Островского
Елена Петровна — «Профессор Сторицын» Л. Андреева
Медея — «Медея» Л. Разумовской
Смельская — «Таланты и поклонники» А. Островского
Анна Павловна — «Живой труп» Л. Толстого
Миссис Уайр — «Вье карре» Т. Уильямса
Екатерина — «Детоубийца» Ф. Горенштейна
Гурмыжская — «Лес» А. Островского
Манефа — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского
Анна Андреевна — «Ревизор» Н. Гоголя
Звездинцева — «Спириты» Л. Толстого
Элейн Маццони — «Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона
Чебоксарова — «Бешеные деньги» А. Островского
Донна Роза — «Тетка Чарлея» Б. Томаса
Хлёстова – «Горе от ума» А. Грибоедова
Вера Игнатьевна — «Екатерина Ивановна» Л. Андреева
Безответственная дама — «Зойкина квартира» М. Булгакова
Домна Пантелеевна — «Таланты и поклонники» А. Островского
Анна — «Последний срок» по В. Распутину

Пресса

Белугин А. Лучшие роли года (Губернские вести.-31 марта 1998.-№60.)
Бенефис Татьяны Ивановой (Городские новости.-22-28 окт. 1997.-№43.)
Ваняшова М. Преодоление: Театральная судьба Татьяны Ивановой (Золотое кольцо.-28 окт. 1994.) 
Ваняшова М. Работнице и королеве (Северный край.-9 дек. 2005.-№205.)
Ваняшова М. Сегодня в Волковском бенефис актрисы Татьяны Ивановой (Золотое кольцо.-28 окт. 1997.)
Вашяшова М. Сила характера (Дом Волкова.-2007.-№15.)
Гликман С. С подругой по жизни (Культурный вариант.-7 апр. 2001.-№10.)
Горобченко Т. Умеющая ждать (Северный край.-26 сент. 1992.-№146.)
День театра на ферме (Северный рабочий.-8 февр. 1986.)
Дождь премий – актерам. (Ярославская культура.-1998.-№3.)
Драч Л. Нет жизни без игры (Северный край.-5 сент. 2002.)
Дудов А. От Петра I до наших дней (Ветер.-23 марта 1996.-№11.)
Злотникова Т. В присутствии любви и смерти (Золотое кольцо.)
Злотникова Т. Давайте помечтаем (Городские новости.-22-28 окт. 1997.)
Ермолин Е. А корень красоты – отвага (Северный край.-25 окт. 1997.-№204.)
Итак, она звалась Татьяна… (Юность.-23 янв. 2002.-№4.)
Ковалева А. Старые шутки о главном (Аргументы и факты-Ярославль.-2001.-№3 (март).
Миропольская И. Награда за песни (Северный край.-16 дек. 2005.-№237.)
Поливанова Е. Татьянин день. Студенты торжествуют! (Юность.-21 янв. 2009.-№3.)
Указ Президента РФ о присвоении почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» Т.Б. Ивановой. (Северный край.)
Шеметова З. Очарование праздника продлится в Италии (Северный край.- 30 окт. 1997.-№207.) 
Шиманская М. Татьяна, русскою душою… (Северный край.-25 янв. 2007.-№12.)

__________________


Татьяна Борисовна Иванова по окончании театрального училища в 1971 году была принята в труппу театра имени Федора Волкова. Выигрышные внутренние и эффектные внешние сценические данные позволили актрисе занять лидирующее место в труппе и на протяжении всей сценической карьеры исполнять ведущие роли.

Дебют молодой актрисы, еще студентки 3 курса, состоялся в прелестной роли Виктоши («Сказки старого Арбата»). В этом спектакле ее партнеры — великие актеры волковской сцены благословили Татьяну Борисовну Иванову на творческую карьеру.

Роль Анисьи («Власть тьмы»), отмеченная как лучшее исполнение женской роли на заключительном показе спектаклей Всероссийского смотра драматических и детских театров, посвященном 150-летию со дня рождения Л. Толстого, принесла Т. Б. Ивановой первый заслуженный успех у публики и благожелательные оценки театральной критики.

Роли — Екатерина II («Царская охота»), Клавдия («Солдатская вдова»), Надежда Монахова («Варвары»), Ренева («Светит, да не греет»), Луиза («Маленькие трагедии»), Мария («Двенадцатая ночь»), Лизанька («Горе от ума») — развили и укрепили талант молодой актрисы.

Сценический опыт, наполненный репертуар, партнерство с крупными мастерами театра имени Федора Волкова обогатили новыми красками творческую палитру Т. Б. Ивановой. Появились стабильность ролевого рисунка, сильные и глубокие краски, отчетливость и выпуклость каждого образа. Ее исполнительский диапазон приобрел объем, свойственный ведущей героине труппы: она одинаково легко, изобретательно и органично существовала в ролях лирических, комедийных, драматических героинь: Пьеретта («Восемь любящих женщин»), Дженни-Малина («Трехгрошовая опера»), Матрена («Горячее сердце»), Елена Петровна («Профессор Сторицын»).

Особое место в творчестве актрисы занимает исполнение роли Медеи («Медея»). Казалось, что природа и театральная школа определили амплуа Т. Б. Ивановой – русская бытовая героиня, но роль Медеи радикально изменила творческое качество актрисы. Как считает сама актриса, эта «работа над любимой Медеей была настоящим месяцем безумия».

Актерским работам последних лет Т. Б. Ивановой свойственно движение к творческому разнообразию, выходу за пределы привычного круга ролей и поискам глубокой психологической сложности сценических образов – Медея («Медея»), Смельская («Таланты и поклонники»), миссис Уайр («Вье карре»). Исполнение Т. Б. Ивановой роли миссис Уайер, отмеченное областной премией имени Федора Волкова, показало еще одну, доселе неизвестную, грань творчества. Актриса не боится во имя сценической правды спрятать свою знойную женскую красоту и предстать на сцене старой каргой, злой, сварливой, проклинающей весь мир. Она – владелица меблированных комнат – изводит чудовищным мизантропством своих постояльцев, поскольку это единственный способ общения с миром, получения какого-то отклика из вне.

Расширению творческого многообразия способствовали роли классического репертуара, среди которых — Гурмыжская («Лес»). Ею, женщиной на закате своей знойности, очаровался переросток и недоучка Буланов, который, конечно, сам себе на уме и далеко пойдет. Но невозможно Гурмыжской, немолодой даме, устоять перед его готовностью разделить супружеское ложе с ней! Только забота о приличиях, чопорность манер вынуждают прятать вспыхнувшую страсть, неутолимое желание быть любимой. Тонкий переход от неуверенности, робости к ужасу, связанным с появившимся родственником филигранно выстроен Т. Б. Ивановой.

Неожиданное прочтение предложено актрисой в роли Манефы («На всякого мудреца довольно простоты»). Хитрая, неряшливо одетая, продувная бестия легко входит в доверие к тем, кто нуждается в ней и, пользуясь их бездумностью, за деньги делает любое предсказание. Анна Андреевна («Ревизор»), провинциальная, молодящаяся кокетка, потеряла голову от внимания Хлестакова до такой степени, что сделалась соперницей своей дочери.

Работа над ролями Звездинцевой («Спириты»), Элейн («Последний пылкий влюбленный»), Чебоксаровой («Бешеные деньги») покоряют своей тонкостью, законченностью и теряется грань между актерским мастерством и совершенством существования сценического создания.

Т.Б. Иванова — актриса среднего поколения волковской сцены, многоплановая, вошедшая в пору художественной зрелости. Творческие качества, сценический опыт характеризуют ее как актрису народной, глубоко национальной исполнительской школы русского психологического театра.