Гастроли

Евгений Гришковец: Как я съел собаку

Автор
Евгений Гришковец
Жанр
Моноспектакль
Режиссер
Евгений Гришковец
Время
2 часа без антракта
Основная сцена
«Как я съел собаку» — первая пьеса Евгения Гришковца, получившая огромную популярность и, фактически, предопределившая развитие карьеры этого талантливого драматурга. Появившись в 1998-м году, она сразу же получила признание и критиков, и читательской, и театральной публики. Интересно, что до выхода «Как я съел собаку» на протяжении многих лет драматургические произведения практически не интересовали широкого читателя, однако, даже несмотря на это, пьесе удалось добиться огромной известности. Постановка по ней исполнялась за прошедшее с момента первого представления время множество раз.

Гришковец.jpg

«Как я съел собаку» — это моноспектакль, в котором в роли единственного актера и рассказчика выступает сам Гришковец. Его огромное обаяние, умение стать «своим» каждому зрителю и читателю сами по себе стали теми стимулами, которые заставляли людей снова и снова идти на театральное представление, снова и снова перечитывать эту книгу.

В «Как я съел собаку» Гришковец рассказывает свою собственную историю. Вспоминая детство, он постепенно подходит к моменту начала своей службы на флоте, подробно рассказывает о буднях матросов, завершая повествование своим возвращением домой. Пьеса построена в форме ретроспективы — сюжет представлен в виде обычных воспоминаний обычного человека. Действие развивается нелинейно — автор постоянно «скачет» с одного события на другое, цепляется за различные эмоции, впечатления, переживания, благодаря чему в конечном итоге его монолог приобретает абсолютное сходство с разговорной речью.



«Как я съел собаку» воспринимается читателем не как театральная постановка или сложное драматургическое событие — скорее она похожа на рассказ приятеля или соседа, который делится своими впечатлениями о собственной жизни, о собственном прошлом. Такие ассоциации возникают еще и потому, что автор активно использует разговорную речь, пересыпая текст просторечиями, слэнгом, а иногда и ненормативной лексикой. Впрочем, стоит заметить, что к чести Гришковца, он смог сохранить ту черту, перед которой подобная специфика текста не делает его грубым или вульгарным. Не переступая ее, автор смог написать правдивую, жизненную пьесу, в которой все описываемые персонажи говорят именно так, как они говорили бы в реальной жизни.

К слову, именно лексике Гришковец уделяет особое внимание, справедливо считая, что важность ее правильного выбора сложно переоценить. Это отражено и в самом тексте пьесы — главный герой постоянно пытается подобрать более подходящее слово, передать точно высказывания тех людей, которые его окружали и т.д.

На первый взгляд «Как я съел собаку» кажется сугубо развлекательным, легким и в чем-то даже поверхностным произведением, однако на деле быстро выясняется, что пьеса эта предельно серьезна. Рассказывая историю своего персонажа, пересыпая грустными или забавными моментами действие, используя многочисленные жаргонизмы, Гришковец, тем не менее, заставляет каждого читателя задуматься, примерить ощущения главного героя на себя, увидеть то, как меняется наше восприятие окружающего мира с годами.

Впрочем, показывая бег времени, Гришковец не грустит и не дает грустить своим многочисленным собеседникам (в роли которых оказывается каждый, кто знакомится с пьесой). Несмотря на изначально лиричный тон пьесы, она является жизнеутверждающей, помогает читателю увидеть больше приятных моментов в собственной жизни, подсказывает, как не постареть под грузом самых разных впечатлений, сопровождающим нас и с каждым годом становящимся все более тяжелым, учит радоваться тому, что есть в нашей судьбе и не огорчаться, если чего-то в ней вдруг не хватает. 

Роли и исполнители

Евгений Гришковец