БТР-2024. День 3. Мастер-класс Фабио Манголини
Мастер-класс Фабио Манголини по пластике комедии дель арте
Итальянское озорство и актёрское искусство
Обаятельный, улыбающийся, с горящими от увлеченности своим делом глазами, Фабио Манголини покорил всех присутствующих с первых минут мастер-класса. Он немного задержался, объяснил, что бежал с только что окончившегося спектакля в театре Волкова. «One moment» – сказал итальянец и ушёл готовиться.
Кажется, мастер-класс начался уже тогда, когда Фабио бережно, в определенном порядке, известном только ему, раскладывал на столе маски комедии дель арте. Его первый вопрос аудитории: «Что вы знаете о комедии дель арте?» не застал студентов врасплох. Посыпались ответы. Фабио выслушал всех и с лёгкой улыбкой подытожил: «Всё неправда… Точнее не совсем правда». Далее он посвятил мастер-класс тому, чтобы показать и рассказать всё, что знает о комедии масок. Его знания и опыт накоплены многолетней практикой: актёрской, режиссёрской, педагогической.
Комедия дель арте (или комедия масок) родилась Италии, вышла за её пределы и стала известной во всём мире. Этот вид итальянского народного театра впитал множество мифов, которые Фабио развеивал на мастер-классе, наглядно показывая, что она из себя представляет и какие в ней правила актёрского существования. «Здесь всё не как в жизни» — сказал Манголини, и это, действительно, один из важнейших законов, потому что дель арте, возможно, самый сценичный и сложный в освоении вид театра, где простой импровизацией (что тоже по большей части миф) не отделаешься.
Фабио подчеркивал, что секретов между актёром и зрителем быть не может. Они существуют только в пространстве исполнителей, то есть в партнёрстве, и друг от друга — потому публика с интересом наблюдает за актерами. «Зрители знают о нас всё», – подытожил Манголини.
Количество масок в комедии дель арте внушительное, однако большинство персонажей родственны, отличаются лишь именами, характерами, деталями. «Актёр отталкивается от маски, а не пытается подстроить её под себя», — раскрывал один из секретов Фабио.
Первые сведения о комедии дель арте датируются XVI веком, а местом её рождения считались Венеция и Неаполь. Помимо названия каждого персонажа и соответствующей ему маски Манголини делился историей их происхождения. Интересно, что далеко не все в комедии носят маски. Так, например, влюблённые, женщины и герои трагедий всегда выступают без них.
В итальянской комедии наиважнейшим инструментом является тело. Каждый жест исполнителя должен быть выверенным и отточенным. Небрежность недопустима, а сложность заключается в необходимости подчинить весь телесный аппарат.
Фабио наглядно проиллюстрировал теоретическую часть мастер-класса на практике, преображаясь в разных персонажей. Первым он изобразил Панталоне, надев маску коричневого цвета с длинным носом, закрывающую значительную часть лица. Стал настоящим центром интриги, превратившись в хворого и хилого героя, который постоянно хромает, охает, чихает, болеет животом. Панталоне человек похотливый, он страстно добивается юных красавиц, но всегда терпит неудачу. Этот персонаж ходит походкой старика с немного кривой спиной, разговаривает резким, пронзительным голосом.
Далее Фабио перевоплотился в Доктора – его маска черного цвета с огромным носом закрывает все лицо. Он тщеславный, невежественный педант, разговаривающий непонятными латинскими терминами и цитатами, которые нещадно перевирает, немного чудаковат и любит вино.
Потом Манголини напомнил о русском персонаже повести-сказки «Золотой Ключик, или Приключения Буратино» Арлекине. Это веселый, наивный лентяй, легко совершающий глупости и ищущий любой возможности увильнуть от работы и подремать; обжора и любитель женского внимания, но при этом учтивый и скромный. Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.
В финальной части мастер-класса Фабио дал возможность студентам проникнуться комедией дель арте, почувствовать себя настоящими актерами этого жанра не только на словах, но и на деле. Некоторые ребята надевали маски, выполняли задания мастера и показывали различные ситуации, перевоплощаясь в персонажей комедии. Благодаря выбранной структуре мастер-класс получился теоретически-практичным, познавательным и, что характерно для самой Италии, – задорным. «Надеюсь, вам это пригодится», — подытожил маэстро Манголини и по-доброму улыбнулся.
Диана Рафикова, Надежда Христюшина
ГИТИС