БТР-2023. День 5. Мастер-класс Сергея Черкасского
XIV фестиваль «Будущее театральной России»
«Шишигинская школа». Интенсив
Мастер-класс Сергея Черкасского. «Зачем актеру школы Станиславского необходим Метод Страсберга?»
Сергей Черкасский, профессор, доктор искусствоведения, руководитель актерской мастерской Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург), лауреат международной премии К. С. Станиславского. Признанный эксперт по системе Станиславского и театральной педагогике (проводил мастер-классы по системе Станиславского более чем в сорока театральных школах в почти двадцати странах мира).
С Сергеем Дмитриевичем Черкасским поговорили корреспонденты «Отсебятины» Виктория Князева и Анастасия Нестерова (ЯГТИ им. Ф. Шишигина, 1 курс)
— Сергей Дмитриевич, может ли быть так, что актеру не подходит система Станиславского?
— А разве существуют люди, которым «не подходит» закон всемирного тяготения Ньютона? Так и с системой Станиславского. Это набор объективных законов психофизиологии человека. Он неизбежен для всех. Лев Додин сказал об этом: «Человек может ничего не знать о Станиславском, может не любить Станиславского, но если он играет правильно, значит, играет по Станиславскому».
Ли Страсберг, выдающийся американский педагог, многолетний руководитель театра «Груп» и Актерской студии, сделал следующий методический шаг в сценическом использовании психофизиологических ресурсов человека. Если раньше, когда мы еще только начали разбираться в различиях русской и американской школы, мы говорили «система Станиславского» и «Метод Страсберга (the Method)», то теперь важнее подчеркивать единство Системы и Метода. То, что делает Страсберг, не противоречит Станиславскому, а является следующим шагом, этапом развития его открытий.
— Константин Сергеевич говорил: «Актер должен быть свободным». Каковы Ваши критерии свободы актера?
— Говоря об актерской свободе, Станиславский имел в виду в первую очередь освобождение мышц, отсутствие зажимов в теле. Это базовое условие. Далее следует свобода высказывания, свобода выражения своей позиции, своего видения пьесы.
— Получается, что для актера первично тело, а не личностные качества?
— Личность актера первостепенна! Но я не видел ни одного актера «без тела». Даже актер, работающий в радиоспектакле, должен испытывать холод, жажду, другие ощущения. Иначе голос будет врать.
— Можно ли в ходе упражнений на память физического действия или релаксацию понять, действительно ли человек что-то ощущает или же просто делает вид?
— Человек с развитым музыкальным слухом всегда слышит фальшивящего певца. Любой профессионал, у которого есть «нюх» на правду, некий внутренний камертон, да и просто внимательный зритель заметят притворство. Оно может проявиться в микро-моторике рук, движениях глаз…
— Возможно ли развить это чутье?
— Да, как и любой профессиональный навык. Некоторые педагоги по вокалу ставят людей, не обладающих музыкальным слухом, в середину хора. Через год-полтора эти люди начинают лучше слышать, замечать фальшь.
— Эмоциональная память тоже поддается «тренировке»?
— Эмоциональная память — основа творчества любого актера (и Станиславский это не раз подчеркивал). В той или иной степени она присутствует у каждого человека и, безусловно, развивается при наличии трудолюбия, способностей, желания. Но случается так, что будущие актеры, выдержав конкурс в сто человек на место и поступив в театральную школу, оказываются буквально не в состоянии учиться. Не все из них понимают, насколько это трудоемкое занятие — многие «сходят с дистанции». Одного таланта для реализации в профессии недостаточно, нужна трудоспособность.
— Вы упоминали о видах спорта, способных навредить актеру. Назовите их, пожалуйста.
— Например, бодибилдинг. Он закрепощает тело. Обратите внимание — у всех бодибилдеров зажат плечевой пояс, они непластичны.
— В ходе мастер-класса Вы рассказывали о том, что практикуете занятия йогой со студентами. Бывает ли так, что кто-то из них отвергает йогу? Как в таком случае выстраивается процесс обучения?
— Прежде всего, я пытаюсь понять причину отвержения. Человек может просто не хотеть вставать к первой паре. Я убеждаю таких студентов в том, что приходить на йогу все же нужно. Если студент уж слишком упирается, не желая заниматься йогой — мне жаль, ведь он лишается некоего важного способа познания себя, необходимого и в профессии, и в жизни. Но, по большому счету, любая методика одним нравится, а у других вызывает неприязнь — это нормально.