Друзья, мы открываем для вас новый сайт. Посмотреть можно перейдя по ссылке.

Театр имени Волкова - Первый русский театр


Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова — старейший театр России, который в 2015 году отметил 265-летие. История театра, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором два с половиной века назад молодой купеческий сын Федор Волков с братьями и друзьями устраивал первые представления своей труппы. Потом Федор выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы, декорации. Слух о молодых ярославцах тогда дошел до императрицы Елизаветы, которая вызвала их в Петербург… С тех пор ярославская «театральная хоромина» на берегу Волги считается корнем, из которого вырос русский профессиональный театр.

Со времен Волкова театр в Ярославле пережил немало, сменил несколько зданий и владельцев.

К концу XIX века ярославский театр был знаменит на всю Россию не только как старейший, но и как один из лучших. На этой сцене в 19 веке дебютировали Любовь Косицкая, Пелагея Стрепетова, Иван Москвин, Леонид Собинов, гастролировали Михаил Щепкин, Константин Станиславский. Здесь, в Ярославле, в 1900 году прошли торжества по поводу 150-летия российского театра, а в 1911 году по проекту архитектора Спирина было построено здание, в котором Волковский находится по сей день.

Именно с волковским театром связаны такие известные в театральном мире имена, как актеры Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова и другие. С 1960 года по 1978 год, почти два десятилетия, руководство театром осуществляет народный артист СССР, лауреат государственных премий Фирс Шишигин, рядом с ним ярко проявляются таланты актеров Николая Кузьмина, Юрия Караева, Владимира Солопова, Натальи Терентьевой, Сергея Тихонова, Феликса Раздьяконова.


ИСТОРИЯ КРАТКАЯ


____________


ИСТОРИЯ ПОДРОБНАЯ

____________


XVIII век

По преданию, слава русского театра ведет свое начало от старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.

К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.

Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, — служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова — Григорий и Гавриил. В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра. В 1751 году вести о ярославском театре доходят до Петербурга. Сенатский экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле по определению Сената для расследования злоупотреблений по винным откупам, в свободное время посещает спектакли Волковской труппы, а по возвращении его восторженные отзывы о ярославском театре доходят до императрицы Елизаветы Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»
Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра.

Значение деяний Волкова огромно. Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской актерской игры, освещенной светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства.

Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.

Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.

С отъездом Волкова и его труппы в Петербург культурная и театральная жизнь в Ярославле не затихает. В 1769 году утверждается новый градостроительный план Ярославля.

С 1777 года развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов, покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова даст свою гастроль Первый актер Русского Императорского театра, преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». При Мельгунове, в 1778 году, утверждается герб Ярославля с изображением медведя, выходит сокращенная «Псалтырь» в стихах, а в 1786 году появляется первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», основанный В. Д. Санковским. В 1780 году ярославские семинаристы представляли в Полушкиной роще оперу Я. Соколова «Ставленник». Здесь, в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, было найдено графом А. И. Мусиным-Пушкиным «Слово о полку Игореве».

____________


XIX век

Ярославская сцена всегда помнила о своем театральном первородстве. Ярославский театр взрастил крупные дарования, впоследствии украсившие столичные сцены.

Три сезона на ярославской сцене (1844 — 1847) способствовали формированию таланта Любови Павловны Косицкой (впоследствии Никулиной-Косицкой).
Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства. Младшая современница Мочалова и Щепкина, Никулина-Косицкая явилась на русской драматической сцене предшественницей Ермоловой, Стрепетовой, Ольги Садовской. Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.

Приблизительно в те самые годы, когда Никулина-Косицкая переживает закат своей творческой и жизненной судьбы, на сцене Рыбинского театра дебютирует еще никому не известная юная актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова. Два сезона — в 1865 — 1866 годах, актриса прослужила в антрепризе Смирнова на сцене Ярославского театра. 

Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли на сцене городского театра великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина.

М. С. Щепкин приезжал в Ярославль дважды: весной 1856
и в мае 1858 года. Первый приезд Щепкина в Ярославль совпал с празднованием 100-летия Русского театра в Петербурге. На торжественном обеде, устроенном в честь актера губернским предводителем дворянства, Щепкин призвал поставить памятник основателю Русского театра Федору Григорьевичу Волкову.

В сезоне 1896 — 1897 годов в Ярославле начал свою сценическую деятельность Иван Михайлович Москвин. Здесь пришла к нему первая слава, здесь его талант получил признание публики и поддержку. В первом сезоне Московского Художественного театра, в 1898 году, Москвину доверят роль царя Федора Иоанновича.

В Ярославском театре неприметным статистом начинал свой сценический путь юный ярославец Леонид Витальевич Собинов, будущий великий русский певец. 9 августа 1898 года в родном городе состоится первый концерт Собинова, тенора Императорских театров, уже завоевавшего славу.

В первой половине XIX века лучшие актеры труппы Волковского театра утверждали новую сценическую правду, в их творчестве в противовес рутинной манере игры зрело яркое реалистическое начало.

Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли крупнейших русских актеров, мастеров театрального искусства В. П. СамойловаВ. И. Живокини — представителей династии Садовских. На сцене Ярославского театра гастролировали в разное время Г. Н. ФедотоваА. Е. Мартынов,Ф. П. ГоревВ. В. ЧарскийК. Н. ПолтавцевП. М. МедведевН. Х. Рыбаков, знаменитый негритянский трагик Айра Олдридж, братья Адельгейм, М. В. ДальскийП. Н. ОрленевМ. Н. Ермолова,В. Ф. КомиссаржевскаяК. А. ВарламовВ. Н. ДавыдовМ. Г. Савина, певицы Н. В. Плевицкая,А. Д. Вяльцева, Варя Панина. В 1890-х годах здесь несколько раз выступал К. С. Станиславский.


____________



XX век

В Москве вторым университетом было принято называть московский Малый театр. Но таким же университетом являлся в русской театральной провинции и театр в Ярославле.

Сезон 1899 — 1900 годов ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра. На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских — Петербургского и Московского Малого — театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России.

В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, прежнее здание обветшало, и Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 — 1938).

На фасаде театра и боковых стенах — скульптурные композиции, на портике — скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств — Аполлон-кифаред, слева — муза трагедии Мельпомена, справа — муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии.

Зрительный зал украшен живописным фризом «Торжество Диониса» работы известного художника «серебряного века» Николая Верхотурова и его помощницы Веры Сакен.

Исполнителем живописных работ был ярославский художник Алексей Корнилов.

В 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа.

На открытии театра была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский».

В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова.

Два года (1914 — 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссерИ. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителей талантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки» А. П. Чехова, вниманием к русской классической драматургии.

В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».

В 20 — 30-е годы настоящими энтузиастами и собирателями театрального дела в Ярославле, создателями крепкого и сильного актерского коллектива в дальнейшем становятся художественные руководители Волковского театра: Б. Е. БертельсИ. А. РостовцевД. М. Манский, художники А. И. ИпполитовН. Н. Медовщиков, люди большой творческой смелости, внутреннего темперамента, с огромной требовательностью к себе и другим, с желанием поднять уровень театра до подлинных высот искусства.

Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин. Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»), где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой, Кручининой, Юлии Тугиной блистательно раскрывается поэтико-трагическое дарование Александры Чудиновой. Сильнее становится способность театра к глубокому, философскому и психологическому раскрытию «кризисного» человека советского времени. Дыхание времени врывалось на сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком» А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука и «Моем друге» Н. Погодина.

В спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство и любовь» Шиллера волковцы утверждают стремление к театру глубоко психологическому, к раскрытию душевной правды.

Первыми на провинциальной сцене ярославцы поставили «Петра I» Алексея Толстого. Спектакль рождался в тесном содружестве с автором пьесы. На премьере спектакля 19 мая 1939 года присутствовал Алексей Толстой, отметивший превосходное исполнение центральных ролей С. Ромодановым и А. Чудиновой. Московские гастроли в 1939 году принесли коллективу заслуженное признание и славу.

В годы Великой Отечественной войны многие волковцы ушли на фронт, встав с оружием в руках на защиту Родины. Среди них актеры Валериан Соколов, Владимир Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир Мосягин, декоратор, а впоследствии актер Константин Лисицын, удостоенный звания Героя Советского Союза, актриса, ставшая фронтовой разведчицей, Софья Аверичева, актриса Мария Рыпневская, художественный руководитель театра Давид Манский. Молодой режиссер Семен Оршанский пришел в театр в 1940 году. Дебютировал спектаклем «Горячее сердце» А. Н. Островского, успел поставить «Парень из нашего города», «Овод». В 1942 году погиб в боях за Сталинград.

Враг был под Москвой. У нас в театре шли споры, что важнее в трудные годы для Родины: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. Мнения были разные. А когда однажды к уходящим на запад войскам присоединились наши актеры В. Г. СоколовА. П. Демин,С. П. АверичеваВ. И. Митрофанов — им позавидовали все.

Если бы разрешил военкомат — весь состав Театра имени Ф. Волкова целиком ушел бы на фронт…

Суровая, строгая военная драматургия становится ведущей в театральном репертуаре с самого начала войны — «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Лодочница» Н. Погодина, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева.

В 1943 году на Волковской сцене состоялась премьера «Старика» М. Горького в постановке И. А. Ростовцева, ставшая заметным явлением театральной жизни страны.

Роль Старика стала зенитом актерской славы замечательного актера Павла Гайдебурова. Спектакль вскрывал глубинную природу и звериную идеологию фашизма. Гайдебуров виртуозно передавал сладострастное, хищное наслаждение Старика, сжигаемого человеконенавистнической звериной злобой, упоение самим процессом пытки страхом, возможностью казнить человека…

Тогда же спектакль был показан на гастролях в столице и назван «выдающимся событием в театральной жизни Москвы».

В 1950 году вся страна торжественно отмечала 200-летие Первого русского театра.

Начиная с 50-х годов театр вступает в пору подлинного расцвета. Лучшие мастера сцены — народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова — несут в своем творчестве немалый заряд старой русской классической театральной культуры. Спектакли Волковского театра отмечены единством и цельностью почерка.

В конце 40-х годов в театр приходит новый художественный руководитель Петр Васильев — художник яркого, мощного и темпераментного дарования, особенно сказавшегося в постановке горьковских пьес «Егор Булычов и другие», «Сомов и другие».

В середине 50-х годов труппа театра пополняется выпускниками столичных театральных вузов. Любимцами

публики в Ярославле быстро становятся молодые актеры Тамара Никольская и Феликс Мокеев (Лариса и Карандышев в «Бесприданнице», Нина Заречная и Треплев в «Чайке», Лиза и Паншин в «Дворянском гнезде»), Наталья Терентьева, Сергей Тихонов, Феликс Раздьяконов, Игорь Баранов, Лев Дубов, Юрий Караев.

Разнообразная и щедрая актерская палитра позволяет режиссеру Тихону Кондрашеву создать спектакли «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дворянское гнездо», «Бесприданница».

С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществляет выдающийся деятель советского театрального искусства, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С именем Шишигина, возглавлявшего театр почти два десятилетия, связан значительный этап истории Волковской сцены.

Это был русский характер, размашистый, стихийный, с громадными внутренними противоречиями. Русский театр второй половины ХХ века может назвать немногих режиссеров, столь страстно, увлеченно и темпераментно работавших над глобальной и трагической проблемой русского народа и истории. Время Шишигина в театре — время творческой увлеченности и небывалого единства труппы.

В разные годы (1960, 1963, 1975), стремясь увековечить образ Федора Волкова, театр обращается к созданию спектакля о первом русском актере.

Автором всех сценических версий был актер-волковец, драматург Николай Михайлович Север. В 1960 году на сцене возникает романтическая драма (режиссер Р. Вартапетов).

Затем к 1963 году Ф. Шишигин ставит мощное народное действо, включая в него русские игрища, отрывки из драмы «Царь Максимилиан», эпизоды из трагедий Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», маскарада «Торжествующая Минерва».

В начале 60-х годов на Волковской сцене работает энергичный, пленяющий своими спектаклями режиссер Виктор Давыдов.

Рядом со старейшинами Волковской сцены — Г. Беловым, В. Нельским, А. Чудиновой, Г. Свободиным, К. Незвановой, С. Ромодановым наиболее ярко проявляются талант и дарования мастеров Волковской сцены новой генерации — Николая Кузьмина, Юрия Караева, Владимира Солопова, Натальи Терентьевой, Сергея Тихонова, Феликса Раздьяконова.

На рубеже 70 — 80-х годов традиции русской сценической школы продолжены возглавившим театр Владимиром Кузьминым. Остросовременно и психологически насыщенно решены «Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького. Романтической окрыленностью и взволнованным лиризмом отмечена «Соловьиная ночь» В. Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское поле» Ч. Айтматова.

Одна из наиболее заметных постановок 80-х годов — спектакль «Дело» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (литературная редакция Виктора Розова, постановка Сергея Розова). «Дело» на Волковской сцене — спектакль о том, как совесть человеческая мало-помалу начинает сдаваться, уступать. Человек строгого долга, мечты, Муромский — В. Нельский становится человеком, ослушавшимся собственного голоса. Театр рассказывает не только о крахе Тарелкиных, о том, как не выгорело дело, не удалась взятка, но и о падении человека, о том, как погублена была совесть.

С 1983 года по 1987 год театром руководит режиссер Глеб Дроздов.

Впервые руководитель театра столь открыто декларирует установку на отказ от прежних традиций, оправдывая это необходимостью освобождения от «академизма» и консервативных способов сценического существования. Впервые столь резко театр отрывается от своих истоков, от корней, от сердцевины. Дроздов отстаивает театр зрелища и представления, угадывая наступающую стихию рынка и коммерциализации зрелищных предприятий.

В 1988 году спектакль «Горячее сердце» по пьесе А. Н. Островского в постановке Сергея Яшина и Владимира Боголепова возник как долгожданный отклик на обновление общества, начавшееся с перестройкой. Не пора ли сегодня, сокрушая прежних курослеповых и градобоевых, вспомнить именно о горячем сердце? — спрашивал театр. Спектакль стал своеобразным испытанием волковцев на творческую жизнеспособность — на готовность после мучительно-сонной депрессии к театральнойигре-трансформации, к ярким характеристикам внутри слаженного актерского ансамбля, к изображению «живой жизни» через поэтику гротеска и карнавала. Красота природы (художник Елена Качелаева) и красота души, слившись, вели одну, поэтическую и лирическую мелодию, и весь спектакль был напоен воздухом родного приволья.

В начале 90-х годов театр возглавил режиссер Владимир Воронцов, предугадавший и отразивший в своем творчестве ритмы катастрофического времени. К его несомненным удачам следует отнести остропсихологическую постановку «Профессора Сторицына» Л. Андреева, зрелищно-площадную «Корсиканку» И. Губача, поэтическую исповедальность «Вье карре» Т. Уильямса.

Общественные сдвиги, повлекшие за собой распад СССР, и последующие события, несомненно, отразились на резких попытках кадрового реформирования театра и на состоянии коллектива, пережившего в этот период немало потрясений.

Образ старинного русского театра, подлинного театрального братства возникал в романтической феерии «Зеленая карета» (1993), поставленной Михаилом Мамедовым по сценарию А. Гладкова.

Труппа театра в настоящее время представляет собой ансамбль, в котором гармонично сочетаются опыт старейших мастеров — народных артистов России Николая Кузьмина, Натальи Терентьевой, Владимира Солопова, Феликса Раздьяконова — и молодых актеров. Все ярче заявляет о себе «третье» поколение волковцев, воспитанников Волковского театра (все они окончили Ярославское театральное училище при театре имени Ф. Г. Волкова, а впоследствии и Ярославский театральный институт), которое возьмет на себя ответственность за будущее театра в 90-е годы — В. Сергеев, Т. Иванова, Т. Исаева, Г. Крылова, И. Чельцова. Актерскими удачами отмечены образы, созданные актерами В. Асташиным, С. Куценко, В. Романовым. Уверенно «держат» репертуар выпускники 80-х годов — Т. Гладенко, И. Сидорова, М. Зенкина, В. Балашов, В. Кириллов, Т. Малькова, Н. Кудымов, Е. Мундум, И. Сидоренко, А. Зубков.

С 1996 года главным режиссером театра становится Владимир Боголепов, вдумчивый художник, в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра. Театр берет курс на русскую и мировую классическую драматургию.

В репертуаре театра — «Фома» Ф. М. Достоевского, «Кавказский роман» (по «Казакам» и «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого), «Платонов» А. П. Чехова, «Без вины виноватые», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Мировая классика представлена «Гамлетом» Шекспира, «Декамероном» Боккаччо, «Венецианскими близнецами» Гольдони, спектаклем «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.

В это время постановки спектаклей осуществляют мастера режиссуры России, ближнего и дальнего зарубежья Борис Голубовский, Станислав Таюшев, Александр Кузин, художественный руководитель Пражского Национального театра Иван Раймонт (Чехия), главный режиссер Минского театра имени Горького Борис Луценко (Белоруссия), Владимир Красовский. В составе творческих групп работают известные художники Дмитрий Мохов (Белоруссия), Анатолий Шубин, Елена Сенатова, Иозеф Циллер (Словакия), композиторы Александр Чевский и Юрий Прялкин.

Театр осуществил значительные гастрольные поездки в России и зарубежье. С 1995 по 1998 год: Киев, Минск, Рига, Нальчик, Новороссийск, Краснодар.

В 1997 году со спектаклем «Детоубийца» Ф. Горенштейна театр был приглашен в Прагу, на сцену Национального театра «Народны дивадло». В мае — июне 1998 года при поддержке Российских центров культуры театр провел гастрольную поездку со спектаклями «Фома» Достоевского и «Платонов» Чехова по городам Европы — Париж, Прага, Будапешт, Братислава, Берлин. Гастроли имели большой художественный резонанс и способствовали установлению новых творческих связей театра. В 1999 году состоялись новые гастроли театра по Северной Европе — театр представил свое искусство в Финляндии, Дании и Норвегии.

2000, юбилейный год открыл новую страницу в жизни театра.

В юбилейном году волковцы дают гастроли в театральных столицах России — Петербурге и Москве, Первому русскому театру предоставлены сцены Александринки и Малого театра.

В Ярославль, на поклон земле, где родился Первый русский театр, приехали театры со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья: Александринка, Малый театр, оба МХАТа — чеховский и горьковский, Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г. Товстоногова, Пражский Национальный театр («Народны дивадло»), Национальный театр Белоруссии, театры из Твери, Нижнего Новгорода, Севастополя.

____________