БТР-2024. День 1. Секрет бу-дуби-бу

Герои выдуманных миров из детского шкафа

 

Дипломный спектакль студентов 4 курса Школы-студии (институт) МХАТ 

им. Вл.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре им. А.П. Чехова

Мастер курса - Виктор Рыжаков

Режиссер - Татьяна Бурель


         Что такое детский театр и каким он должен быть? На какие темы можно говорить с детьми, а про что лучше умолчать? И нужно ли молчать или этим можно нанести ребенку травму? А стоит ли бояться детских травм? Нет, они неизбежны.

 

         Вынести на сцену свои переживания на недетские темы решились студенты курса Виктора Рыжакова из Школы-студии МХАТ. «Добрый, мышь его, вечер», – начинает Заяц-рассказчик – главное связующее звено всех историй. Это тот, кто снимет розовые очки после милой истории, посмеется над зрителем и внесет ту важную долю гротеска и сарказма, чтобы насмешить детей и удержать внимание взрослых.

         Детская опера на грани взрослых переживаний размывает для каждого сидящего в зале грань между прошлым и настоящим. Актеры выстраивают мостик между сценой и «внутренним ребенком» каждого сидящего в зале, а под вуалью детского яркого представления скрывается ситцевая правда настоящей жизни с ее страхами, ревностью, травлей и умением справляться с ними даже тогда, когда в тебя никто не верит.

         Пять опер разыграны на полупустой сцене: посередине большой белый шкаф, а по бокам – инструменты: барабаны, фортепиано, синтезатор и пара микрофонов. В начале еще не знаешь, чего ожидать от такого пространства спектакля, но ребята умело создают из него многогранный и необъятный мир.

         Может ли морская звезда светить на небосклоне? А морской ёж станет космонавтом? В театре любая фантазия становиться явью, и происходят настоящие чудеса.

         В первой мини-опере мечта ведет морскую звезду на поверхность. Ее совсем не страшат опасности подводного мира, ведь отчаянная вера в себя и стремление к цели помогут ей спаситесь от всех страшных обителей глубины: Медузы, Акулы, Окуня. Разные тональности исполнения переплетаются с простыми движениями, подчеркиваются и еще более незамысловатыми костюмами. Кажется, что меняется лишь «главный герой» у первого микрофона, но при этом трансформируется целый мир. И подчиняется он только законам нашей фантазии и воле артистов на сцене.

         В конце концов наша Морская Звезда находит себе друга – Ежа-одиночку, мечтающего стать космонавтом. Он же помогает ей выбраться на поверхность, где происходит ее встреча с Небесной Звездой. Тут и вскрывается мораль отрывка: неважно, где ты находишься, важно, чтобы рядом были те, кто тебя любит, а и на дне можно светить ярче звезд.

         Появление второго ребенка в семье может нанести травму первенцу, даже, если он… кенгуру. Так и произошло с маленьким Джимми, который стал недавно старшим братом сестренки Ру. Необходимость делить не только игрушки, но и внимание родителей пробудило в Джимми ревность, с которой он не смог справиться, и потому решил сбежать из дома. Белый шкаф становится экраном, а на его крышу-сцену взбирается оркестр. На дверцах шкафа появляется мультик с по-детски простой рисовкой. Пластически и с помощью пиджаков с разным принтом актеры перемещают зрителей в историю, где малыш Джимми натыкается на опасных хищников, хотя в Дикобразе и Змее он пытается найти родительскую любовь. Параллельно его отчаянно ищут Мама и Папа-кенгуру. Двое парней и две девушки создают на сцене ансамбль, который приводит нас к Матери опоссумов, раскрывающей Джимми простую истину семейной любви: неважно, сколько детей в семье, родители всех их любят одинаково. Счастливый ребенок возвращается к тоскующим родителям, а на экране появляется детский рисунок с трогательными надписями «МАМА» и «ПАПА» над головами персонажей.

         И пусть Заяц-рассказчик говорит, что в жизни так не бывает, зрительный зал откликается бурными аплодисментами на каждую оперу. Рассказчик же начинает повествование о настоящих проблемах: цитируя одну из серий «Смешариков», отсылает нас к терзаниям поэта, которой мечтает остаться один, чтобы ему не мешали писать стихи, но, попадая на необитаемый остров, понимает, что поэзия не существует без слушателей.

         А затем на сцене появляются панки-ежики, напоминающие оживших героев «Вредных советов» Остера. На бас и электрогитарах они исполняют песню о всех тех «правилах приличного поведения», которые они бойкотируют: например, «испачкал руку – оближи», а главный закон их братства – ненависть к кошкам. Но вот на крыше-сцене шкафа появляется очаровательная девочка в пышном розовом платье и с диадемой, закреплённой на прическе из двух хвостиков. Ее концепция жизни – любовь к котикам, им она посвящает свою «арию», спетую по мотиву песни Алены Швец «Первое свидание». Вот тут-то назревает очевидный конфликт между панками-ежиками и милой любительницей кошечек, но даже самые ярые неформалы оказываются неспособны противостоять силе любви и дружбы. Любовь все меняет, даже панков-ежей, и котики тому не помеха.

         Следующая опера посвящена мечтам, столкнувшимся с серьезной травлей. Парни на сцене начинают притчу о щенке, который совсем не рос и был очень мал, за что его задирали старшие братья. Тогда он отправился в путешествие и встретился с одинокой бабушкой, которая не справляется со своими виноградниками. Вызвавшись помочь, маленький юркий щенок остается с нею, и становится ясно, что его рост – не изъян, а преимущество. Так «гадкий утенок» превращается в «прекрасного лебедя», ведь он нашел место, где раскрылся его талант и исполнилась мечта.

         В этом бурном и бесконечно веселом потоке разнообразных зарисовок возникает очень важная перебивка: история о самоуверенном зайчике, который думал, что запреты матери связаны лишь с ее надуманными страхами. «Мама, мне надо к врачу, лечить твои страхи» – заявляет он и уходит в лес, искать волка. Трогательная партия матери-зайчихи рассказывает зрителем о том, что охотник настиг ее сына. «Мама, я хочу спать с тобой. Мама, волк был очень злой…» Пусть довольно быстро внимание зрителя переключается на новую историю, но мне хотелось бы отметить глубину этого фрагмента, который оставляет горькое трагическое ощущение.

         Последняя опера – о кошмарах. Тех самых, скрывающихся ночью в шкафу, выжидающих, когда же ты уснешь, чтобы скорее наброситься на тебя. И наши герои начинают заводить страшилку, которая не даст ночью сомкнуть глаз. Мистер Испуг в пиджачке, госпожа Усталость в обтягивающем платье, с пышной фигурой и в маминых длинных сапогах, а также их друзья, одетые в стиле семейки Аддамс, создают самую настоящую анархию в комнате. Драматичная и инструментальная страшилка так поднимает градус всего происходящего, что кажется, будто ничего не остановит их, и вот-вот они сведут тебя с ума и заберут с собой в мир кошмаров. Барабаны, треугольник, синтезатор, фортепиано, бас и электрогитара – этот «оркестр тьмы» развеять смогла лишь Ночная Звезда. С полумесяцем в руках она успокаивает детей, а для кошмариков открывает прелесть дружбы.

         С беспредельной энергией соединяются в общем танце все герои опер. Бьющаяся в ритмах их песен жизнь сливается в одну мелодию. Все они забегают шкаф, две девочки с хвостиками закрывают его дверцы, но стены, не способные удержать силы молодости, озорства и искренности, раскрываются вновь, и вот на поклоны выбегают студенты курса Виктора Анатольевича Рыжакова.

         Живой, музыкальный и выразительный спектакль в исполнении ребячески легких и абсолютно искренних студентов Школы-студии МХАТ задал направление, кажется, для всего фестиваля «Будущее театральной России». Он сумел разжечь огонек баловства и дурачества, который так ярко в детстве горит в каждом.

         Все пять опер возвращают зрителей в те времена, когда целыми днями можно было смотреть тех самых Смешариков или похождения императора Куско. А актерское существование ребят будоражит воображение и погружает в миры, из которых пришли все девятнадцать персонажей. Они убедительны в ролях и героев ночных кошмаров, и морских обитателей, и когда предстают кенгуру и опоссумами. Все истории переплетены друг с другом, но при этом создают разные культурные и пространственные вселенные, а энергия актеров держит внимание зрителя. От спектакля остается приятное ощущение безграничной радости, как будто вернулся домой после целого дня игр во дворе, а мама купила мороженое.

   

Лейла ХАЛИМОВА,
ГИТИС


X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.

Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги