20 ноября 2017

О спектакле "Обыкновенное чудо"

Серия публикаций Маргариты Ваняшовой о постановке Василия Сенина.

ЧТО ТЫ НАТВОРИЛ? УТРОМ! В КУРЯТНИКЕ!
Отклики об "Обыкновенном чуде" дошли до Поднебесной

Х о з я й к а. Что ты натворил нынче утром в курятнике?
Х о з я и н (хохочет). Так ведь это я любя!
Х о з я й к а. Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг — здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки...
X о з я и н. Ну что ж тут обидного?
Х о з я й к а. А у курицы усы как у солдата. Кто обещал исправиться? Кто обещал жить, как все?

Евгений Шварц. "Обыкновенное чудо".

И вот что я прочитала сегодня, самая свежая информация.

По сообщениям некоторых СМИ, в ресторанах KFC (общемировая сеть ресторанов, специализирующихся на приготовлении блюд из курицы) в Китае подают блюда из генетически модифицированных куриц, которые имеют по три пары крыльев и по четыре пары ног.

Ну что это, как не "обыкновенное чудо"?!!! Слухи растут быстро. А люди легковерны. А журналисты падки на разного рода сенсации. Стоило хотя бы одному из них побывать на премьере "Обыкновенного чуда" в Волковском театре, где невозможно не попасть под обаяние нашего Волшебника — Владимира Майзингера, как четыре лапки в пьесе Шварца быстро выросли в четыре пары ног и три пары куриных крыльев. Конечно же, не без влияния недавней премьеры "Обыкновенного чуда", спектакля Василия Сенина и драматурга Евгения Шварца…

"The Wall Street Journal" пишет, что KFC, которой не до юмора и волшебных трансформаций, подала в суд и потребовала от каждого из авторов ложных сообщений компенсации в размере 1,5 млн юаней (примерно $245 тыс.), извинений и прекращения недобросовестной практики.

В пьесе Шварца генетически модифицированные курицы исправно носят усы, несут яйца, из которых вылупливаются генетически модифицированные цыплята. Шварц смотрит прямо в наше время! И точка общепита в пьесе имеется. Но другая. Называется — трактир "Эмилия". Курицу там, слава Богу, не подают: вполне себе вегетарианский трактир. И в спектакле — все вегетарианцы. Только мед (в репликах), вино и молоко.

На самом деле, диалог Волшебника и Хозяйки — о главном, о поэтически-безумном мышлении, о великой любви, дающей новые крылья вдохновению, о том, как важно не спешить с выводами. Эксперименты Волшебника фантастичны, отсвечивают трагедией, но нуждаются отнюдь не в прямолинейном истолковании.

РОМАН С МЕДВЕДЕМ.
Сон.

Второй акт "Обыкновенного чуда" заканчивается известным парадоксом о любви.
Волшебник укоряет Медведя: "Как ты посмел не поцеловать ее? Ты не любил девушку!"

М е д в е д ь. Неправда!
X о з я и н. Не любил, иначе волшебная сила безрассудства охватила бы тебя. Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к
прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?
М е д в е д ь. Я отказался от нее.

Да, отказался от нее. Он ушел, убежал, исчез. Но предал ли он свое чувство?

Для понимания поступка Медведя важно осмысление противочувствий и противодействий и в пьесе, и в спектакле. Влюбленные поступают не так, как желают, а ровно наоборот. Они жаждут сближения — и уклоняются друг от друга, вступают в битву, в баталию, в потасовку… Но все попытки сблизиться терпят крах. Убегает то Медведь, то Принцесса. Плачет, рыдает, но убегает. 

Как странно и как непостижимо играет человеком судьба! Волшебник проектирует свой замысел, но герои удирают от его сценария! Они поступают по-своему, дерзко, своевольно, решительно. Доходят до того, что готовы признаться в том, что ненавидят друг друга. Эта обостренность чувств и есть истина страстей. Тем интереснее внедряться в действо и устремляться в его глубины.

Потом, ближе к финалу, мы узнаем, что Принцесса, уединившись, прочла сто книг о медведях, об их характерах и привычках... Король, отец Принцессы даже было дал согласие на жениха-Медведя, говорил, что обучит его танцам, пляскам и разного рода кульбитам. Но Принцесса решительно отвергла медведя-прислужника.

Она поверила в то, что предсказанное может сбыться, и Медведь из человека снова станет медведем, как только она поцелует его.
И в пьесе, и в спектакле речь идет о Воплощении, о стремлении вочеловечиться окончательно и полно. Это сакральный, божественный замысел:

О, я хочу безумно жить,
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить...

Сон о Чуде — о таинстве Воплощения, обретения Человеческого облика, души, сердца. Это и есть воплощение. Больше всего здесь духа, о плоти речь вообще не идет. Хотя Медведь любит Принцессу безумно....

Ирина Наумкина — Принцесса — ведет искусственного Медведя, его копию, его образ на сцену, как друга, почти за руку, т.е. за лапу! Она разговаривает с ним, вступает с ним в тайный сговор. И здесь в спектакль властно входит Гений как Эрос — и Эрос как Гений... (Известен афоризм Платона: "Гений — это Эрос").

Пределы наибольшего наслаждения возникают по ту сторону желаний. Не телесное и не плотское есть истинная любовь. Искусство, творчество и Эрос сближены и слиты. Одно из определений любви — способность наслаждаться желанным. Так Принцесса пытается обрести Медведя, это ее великое жертвование. Любящий способен на подвиги во имя любимого. И в этом странном звере, которого невозможно, язык не повернется, назвать "чучелом", так удивительна открытая Принцессой в неодушевленности — Душа.

Убегание от предмета любви — торможение в небесах. Происходит обуздание страсти, возгонка Эроса, великой поэзии. У Принцессы — "мелодия Любви", ее Любовь — мелодия, и степень чувства такова, что мы приникаем к этому целительному источнику поэтического воображения, не ощущая ни малейшей неловкости, когда героиня обретает себя в этих "могучих, нежных" медвежьих лапах. Когда она ласкает его, когда вдруг находит внутри Медведя — самого Волшебника и ничуть не удивляется, ведь все это Волшебство, чудесный Сон...

Вот почему третий акт "Обыкновенного чуда" начинается эпизодом встречи Принцессы и Медведя... 

"Чудо" этого спектакля увидел первым Владимир Александрович Майзингер — как Волшебник, видящий дальше всех без всякой подзорной трубы. Он увидел нашу театральную молодую труппу, актеров молодых и по возрасту, и по душе. Он увидел тех, что совсем недавно были еще неоперившимися птенцами. Они поют сольно и хором так, что зрителям кажется, что поют вовсе не они, а голоса из поднебесья... Но голоса из "поднебесья" — льются отсюда, со сцены нашего театра. Они гибкие и пластичные, танцующие при свете софитов, при свете дня и в темноте. Они столь же гибки и пластичны в передаче жанров, в раскрытии характеров… Они играют как будто Свиту Короля, королька — карикатурную, сатирическую...

Но они же открывают и другую ипостась. Все они в спектакле — Хор, сочувствующий Принцессе, Медведю. Хор, страдающий так же, как и главные герои, Хор, который может впасть в отчаяние и горе и передать радость и счастье... И изгнать негодных министров-администраторов с авансцены, выразив им свое презрение...

Вот она — Молодая гвардия нашего Волковского. 

"Обыкновенное чудо" еще далеко не все зрители могут понять и осмыслить... И сам спектакль еще совершенствуется, он только что родился... Но и впрямь, какие хорошие выросли дети!..

Какие
Хорошие
Выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться.
Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены, всякие конкурсы эти.
Быть может, и верно. Им, детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети.
Конечно, задорные эти ребята,
А впрочем, по множеству признаков судя,
Мы сами такими же были когда-то, -
И нас не смирение вывело в люди.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ

О чем говорит Медведь Принцессе, когда они в финале обретают друг друга?

"Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: der bestirnte Himmel über mir und das moralische Gesetz in mir"

Bestirnte Himmel über mir!

Иникакихmoralische! 

Эта зодиакальная карта Звездного неба возникает в спектакле "Обыкновенное чудо" в постановке Василия Сенина (сценография — Игорь Капитанов)  на Волковской сцене. Звездная карта занимает все зеркало сцены. И этот волшебный небосвод вращается! Так же, как и Часы Времени отбивают свой ход, не останавливаясь ни на секунду…

Да, мои замечательные друзья, посмотревшие спектакль и написавшие мне, что эту звездную карту хочется вставить в рамку и повесить у себя дома.  Вы знаете, что в спектакле такая картина среди других — существует. И герои спектакля, перебирая картины в рамах, выбирают именно эту и долго смотрят на нее... Как герои "Соляриса" Тарковского или "Меланхолии" Ларса фон Триера смотрят на "Охотников на снегу" Брейгеля...

И конечно, нам бы хотелось, чтобы «там», наверху, всегда и вечно пребывало Звездное Небо над нами — и больше ничего... 
Когда движение этого Небосвода определяет все — в жизни, в искусстве; когда перед тобой возникают непреходящие глубинные вопросы нашего бытия, то главным становится то, что происходит в душе, внутри тебя, нас, в сердце — это и есть главный закон... 
И он не может родиться по приказу, призыву, лозунгу...

Это и есть Обыкновенное Чудо, которое не могло присниться даже старику Иммануилу... 

ЭМИЛЬ И ЭМИЛИЯ

В спектакле (и в пьесе Евгения Шварца) "Обыкновенное чудо" — Эмиль и Эмилия когда-то безумно любили друг друга. Но расстались из-за чистого недоразумения, кому-то надо было пойти на принцип... 

Прошло 20 лет, и вот они встретились вновь, в горах, в отеле, по крышу занесенном снегом. Эмиль стал Трактирщиком, и трактир, свое кафе он назвал "Эмилия". Он не может забыть свою возлюбленную… Она появилась стремительно: он притянул ее своей ворожбой. 

В спектаклеэта травестированная пара иронично отражает взаимоотношения Принцессы и Медведя, Хозяйки и Волшебника. Сцена объяснения встретившихся бывших влюбленных завораживает проявлением искренних чувств, хотя эту пару ждут новые испытания. Но Эмилия (великолепнейшая работа Елены Майзингер — своей жизнерадостностью и "барабанами-трубами", своей эксцентрикой, и Эмиль — своей скрытой иронией и лиризмом готовы одолеть все преграды... 





Неаполитанские каникулы

27 ноября, сб14:00
Сейчас здесь появится ссылка на оплату билетов
Купленные билеты придут вам на почту, дальше нужно предъявить в кассе театра перед началом спектакля. Его можно распечатать или показать на экране телефона.
Берегите электронные билеты от копирования и сохраняйте в тайне номер брони
В нашем театре существуют дополнительные услуги, ознакомиться с ними можно на странице «Услуги»
Услуги