Как Виталий Кищенко жюри «Золотой Маски» удивил

Маргарита Ваняшова для «Комсомольской правды в Ярославле»


Художественный руководитель Театра им. Волкова Евгений Марчелли, Виталий Кищенко в образе монтировщика и профессор Маргарита Ваняшова. 


Волковский «Месяц в деревне» уже неоднократно обкатан, спектакль показывали в Крыму, в Сербии... И вот Москва! Репетиция спектакля на Малой сцене в МХТ им. Чехова продолжается около пяти часов. Режиссер Евгений Марчелли непредсказуем: «Месяц в деревне» — спектакль загадочный, он постоянно меняется. Ищут новые интонации, обретают новые смыслы.

Пока идет репетиция, реквизитор Галина Ушакова обежала московские магазины, искала хорошие арбузы, и — в апреле-то! — ароматную свежую малину. Когда не удается достать малину (как у Тургенева), в ход идет клубника.

На сцене минимум мебели, пианино у стены, россыпи песка. Никаких тенистых лип, зелени. Знойное высохшее пространство. Высохшие, утраченные чувства, обезвоженная, увядшая душа. Пространство Большой Скуки. И вдруг оно взрывается. В усадьбу приезжает молодой человек, студент, репетитор…

«Месяц в деревне» бросает зрителя то в жар — страсти, любовной истомы, знойного дня, иссушающего песка, то в холод — зияния и пустоты, когда Наталья Петровна — Анастасия Светлова вдруг понимает, что Беляев любит вовсе не ее, а Верочку, что ее чувство — безгранично, а чувство Беляева к ней — мираж…

Стало традицией, что на фестиваль «Золотая Маска» приезжает группа поддержки — губернатор Сергей Ястребов и летчик-космонавт Валентина Терешкова. Валентина — давняя поклонница нашего театра. Впервые Терешкова — прилетела в МХАТ на премьеру спектакля «Федор Волков» сразу после своего легендарного космического полета.

В коридоре театра приятная встреча — актер МХТ Виталий Кищенко репетировал новую роль в комнате через стенку. Виталий — почти наш, Волковский, играет в спектаклях в Ярославле. Ну как тут удержаться? Виталий ныряет в джинсовый комбез и футболку с вензелем Волковского и неожиданно для всех выходит на сцену в ярославском спектакле! В костюме монтировщика и рабочего сцены втаскивает тяжелый диван. Зал ахнул и наградил Кищенко дружными аплодисментами.

В публике говорили:

— Вот это театр! У волковцев даже диваны на сцену выносят заслуженные артисты!

На спектаклях присутствовало множество медийных лиц и знаковых персон. Жюри «Золотой Маски» вместе с Михаилом Бычковым, известные критики и актеры Василий Бочкарев, Евгения Симонова, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.

Спектакль, сыгранный два вечера подряд, потонул в аплодисментах. Теперь ждем — мнение жюри станет известно 16 апреля.


Отзывы о спектакле

Ольга Яковлева, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, театральных премий «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот»:

— Я смотрела этот спектакль с особым чувством. Когда-то мы с Анатолием Васильевичем Эфросом создавали наш знаменитый «Месяц в деревне». Наш спектакль был романтический, возвышенный, мы воспаряли в нем. У вас Наталья Петровна проходит все те же ступени любовного чувства, переживает все его стадии. Эфрос говорил своим спектаклем, что нельзя дважды ступить в одну и ту же реку… То, что было, более не повторится никогда. Я хочу сказать вам, что вам удалось ступить в ту же реку, сказать о том, что высокое чувство вернулось, живет и заявляет о себе….

Известный киноактер Александр Феклистов, окончивший в свое время Школу-студию МХАТ, ученик Олега Ефремова:

— Психологический театр в наше время становится редким, исчезают его тайны и таинства, подтексты и трансформации чувства. Важно то, что происходит не только с телом, но и с чувством, с духом. У Марчелли есть внимание к разным сторонам бытия. Но как тонко сплетены переходы чувства! Марчелли утверждает победу чувства.

Игорь Золотовицкий, актер МХТ имени Чехова обращает внимание своих мхатовских молодых коллег на верность проникновения в характеры, изящество интерпретации, характер сценической речи волковцев, на то, как звучит русская речь, как чувствуется мелодика тургеневской фразы.

Критик Роман Должанский говорит о непривычности трактовки пьесы Тургенева. Обычно ее ставили как драму с мелодраматическими оттенками. Марчелли впервые выявил ее комедийную природу, он обнажил жанр, заставив сверкать его всеми красками. Это талантливо сделано. Валентина Терешкова — давняя поклонница Волковского театра. Приехала поддержать труппу.