День 3. "Сон молодого человека"

Отсебятина БТР_2019_1.jpg

Достоевский в ярких цветах

Сны всегда ярче и красочнее обычной жизни, они скажут о нас больше, чем способны мы. Сновидения это наши мысли, мечты, страхи и опасения, которые приобретают форму и выходят из нашего подсознания. Тема сна всегда интересовала деятелей культуры, ведь показать то, чего в реальности нет – задача посильная далеко не каждому. Фёдор Михайлович Достоевский один из немногих литераторов, кому удавалось раскрыть эту тему. А как поставить спектакль о том, чего нет?

На одиннадцатом фестивале «Будущее театральной России» выпускники Российского государственного института сценических искусств ( мастерская Арвида Зеланда) представили спектакль «Сон молодого человека» по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон». Режиссёром выступил мастер курса.

Яркий зелёный задник, кремовые скатерть и софа – малочисленная сценография воссоздаёт гостиную дома Москалёвых. По ходу действия пространство трансформируется, выдавая новые пространства. Весь спектакль выстроен так, что сон и реальность переплетаются, накладываются друг на друга, путая персонажей и зрителей.

Если в повести Достоевского рассказ ведётся от третьего лица, то в спектакле на первый план выведен Павел Александрович (Александр Гресев). Так, зритель видит историю, в центре которой любовная драма, чувства и переживания главного героя. Актёр смог уловить настроение и характер персонажа, показал его настоящим, в то же время использует гротескные жесты и платику, которые не смотрятся фальшиво и наигранно.

Граф (Артемий Поляков) с первого появления на сцене стал выходить на первый план. Он детально проработал своего персонажа, каждый жест, каждое слово было убедительным, хотя весь образ является гротескным. Он не смотрелся отталкивающее, наоборот, это было по-настоящему театрально и только приковывало взгляд к сцене. Очаровательный актёр с невероятным обаянием и харизмой крал любую сцену спектакля с его участием. Если кому-то и мешает большая сцена, то выпускнику она будто бы только помогала. Будучи молодым человеком, сыграть больного и старого графа, пытаясь удержать тонкую грань, когда абсурд переходит границы дозволенного – сложно? Для выпускника мастерской Арвида Зеланда это кажется простой задачей, так легко и естественно он играет старого давно вышедшего из ума мужчину.

Марья Александровна (Анастасия Буткова) своей харизмой с первых минут завладела залом. Подача, голос, жестикуляция – всё проработано до мельчайших деталей. Зритель больше не видит актрису, он видит героиню, сошедшую со страниц повести. Ярко выраженный характер Москалёвой актриса передаёт властной и немного надменной интонацией в голосе, а пластика сама за себя говорит о персонаже столько, сколько нет в тексте.

Зинаида (Ася Прохорова) – дочь Марьи Александровной на фоне круговорота разных типажей выглядела отстранённой. Москвалёва младшая представляется статной и сдержанной девушкой. В её игре не было никаких комических эффектов – она сидит с непроницаемым лицом и прямой спиной, с напускным холодом отказывает Павлу и поёт романсы графу.

Каждый персонаж имел свои особенности, у каждого был свой неповторимый характер, который угадывался тут же благодаря детальной проработке героев актёрами. Сейчас не часто можно встретить, когда через весь спектакль жизнь бьёт ключом. Когда персонажи яркие, честные и настоящие. Когда ты видишь любовь актёров к своей работе и своим персонажам. Или это был сон длиною в два часа?

Алёна Волкова, ГИТИС, 1 курс