Орфей и Эвридика

Жанр
Миф
Режиссер
Ирина Ляховская и Руслан Кудашов
Время
1 час 30 минут
Основная сцена

Премьера спектакля состоялась 26 сентября 2014

16+

Прекрасная нимфа Эвридика была женой великого певца Орфея. Однажды ее, собиравшую цветы, подстерегла в траве змея… Мольбы убитого горем мужа не вернули нимфу к жизни, и вся природа, покоренная его музыкой, оплакивала утрату. Певец отправился в царство мертвых: там души умерших отделяет от жизни река Стикс, где властвует перевозчик Харон. Музыка Орфея очаровала мрачного лодочника, и Харон помог певцу попасть к трону владыки Аида. Посреди подземного царства зазвучала трагическая песнь… Царь мертвых и его жена Персефона были поражены красотой музыки и силой чувства. Растроганный Аид согласился отпустить Эвридику в мир живых, но при условии, что она пойдет за мужем следом, и Орфею нельзя будет обернуться. Путь из Аида был долог, но вот уже близок выход, забрезжил свет… Орфея охватила тревога: не отстала ли Эвридика, не потерялась ли во мраке. Не выдержав, он обернулся. Почти рядом увидел он любимую, протянул руки, и в это мгновение тень ее исчезла без следа. Тщетно Орфей умолял Харона вернуть его к Аиду: лодочник остался глух к слезам.
Шли годы. Безутешный Орфей остался верен Эвридике, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды, когда он сидел на холме и пел, на звук его кифары примчались менады — женщины-вакханки, справлявшие праздник бога вина Диониса. Охваченные неистовством, в священной вакхической ярости они устремились к нему с криками: «Ненавистник женщин!» В Орфея полетели камни, и руки бешеных менад разорвали его тело на части. Голову вместе с кифарой они бросили в реку, и еще долго звучал в воде плач струн. Душа Орфея сошла в царство теней, где певец встретил свою Эвридику. С тех пор их тени неразлучны, вместе блуждают они в Элизиуме…

Этот зрелищный пластический спектакль создан хореографом Ириной Ляховской и художественным руководителем петербургского Большого театра кукол Руслан Кудашов.
Миф гомеровской Греции обретает жизнь и дыхание в образах вполне еще памятных… То ли четыре тысячи лет назад, то ли сорок — история Орфея, идущего в ад, движется по колее от аргонавтов до алконавтов. В контексте мифа предстает, казалось бы, лишенная всякой сакральности эпоха Бродского, где люди — атомы, участники многомиллионного «хора», одетые в старенькое, серенькое. Хор то безучастен, роботизирован в ежедневной рутине многомиллионной державы, то безумен в своем гневе разбуженных масс. И среди глажки белья и перезвона трамваев, среди производственного энтузиазма и унылого быта Орфей и Эвридика прислушиваются к незримым голосам на радиоволнах и тянут, тянут друг другу руки, нащупывая дорогу сквозь жизнь и сквозь смерть…

Роли и исполнители

Ирина Наумкина
Эвридика
Алексей Кузьмин
Аид, Дионис

Артисты театра

...

Постановочная группа

Ирина Ляховская и Руслан Кудашов

Режиссеры-постановщики

Денис Солнцев

Художник по свету

Виктория Злотникова

Видеохудожник

Владимир Бычковский

Музыкальное оформление