Татьяна Позднякова

Татьяна Позднякова

заслуженная артистка России

Позднякова Татьяна Константиновна.

Окончила  Ярославскую театральную студию в 1960 году и Ярославский педагогический институт им. К. Ушинского в 1971 году.

С 1960 года  артистка Ярославского ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г. Волкова (далее Российского государственного академического театра драмы   имени Федора Волкова).

В 1980 году  присвоено почетное  звание заслуженной артистки Российской Федерации.  Присвоено звание «Ветеран труда».

С 1963 года  член СТД  РФ.


Награждения:

Диплом I степени за исполнение роли Людмилы в спектакле «Васса Железнова» по пьесе М. Горького. Всероссийский фестиваль драматических  и  детских   театров, посвященный  100-летию со  дня  рождения  М. Горького.  Москва,   1968 г.

Областная  премия  за  заслуги в развитии искусства, культуры, литературы, журналистики, архитектуры  и реставрации, номинация «Театральное искусство», премия имени Федора Волкова III степени за исполнение  моноспектакля «Лето господне» по роману И.  Шмелева.  «Театр  на  Набережной».  Ярославль,  1997 г.

Диплом II степени  за исполнение моноспектакля «Мальчики» по Ф. Достоевскому. Фестиваль спектаклей, посвященных творчеству Ф. Достоевского.  Старая  Русса,   1992 г.
Лауреат премии «Янтарная маска» за лучшую женскую роль миссис Сэвидж в  спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Д. Патрика. Ярославль, 2004 г.

Областная премия имени Ф. Волкова «За заслуги в области театрального искусства» II степени в номинации «Роль второго плана» за исполнение роли Татьяны в спектакле «Рождественские грезы» по пьесе Н. Птушкиной. Ярославль, 2001.

Лауреат Третьего областного фестиваля профессиональных театров Ярославской области в номинации «Легенда сцены».

Сыграла более 100 ролей.


Роли в текущем репертуаре театра

Мышка — «Кошки-мышки» (Иштван Эркень)
Мария Хосефа — «Дом Бернарды Альбы» (Федерико Гарсиа Лорка)
Агриппина Никитична — «Бульвар удачи» (Елена Скороходова)

Все роли:


Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова

Петька Ершов — «Димка-невидимка»  В. Коростылева, М. Львовского
Варюша — «Перстенек» К. Паустовского
Антон — «Иркутская история» А. Арбузова
Паж — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Оля – «Проводы белых ночей»   В. Пановой
Бойкая девушка — «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова
Лушка, горничная — «Дети солнца»  М. Горького
Маша-ромаша — «Огонь на себя»  И. Назарова
Нелька Паршивая — «В день свадьбы»   В. Розова
Паша Мошкин — «Пакет из Африки» Л. Гарабин
Моника Твигг — «Скандальное проишествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Дж.-Б. Пристли
Финея-дурочка,  Селия —  «Дурочка»  Лопе де Вега
Людмила – «Васса Железнова»  М. Горького
Недотрога —  «Недотрога»   Л. Устинова
Мартирио, Адела — «Дом Бернарды Альбы»  Ф.-Г. Лорки
Женя Шубина — «Кто есть кто»  А. Галиева, Э. Тропинина
Манеку — «Похищение луковиц» М.-К. Машаду
Джанина — «Веер»  К. Гольдони
Катя Круглова — «Московские каникулы» А. Кузнецова
Золушка — «Золушка»  Е. Шварца
Маша, Валентина — «Валентин и Валентина» М. Рощина
Илюша Снегирев – «Брат Алеша»  В. Розова
Алина Силикашвили — «Лошадь Пржевальского» М. Шатров
Конек-горбунок —  «Конек-горбунок»   П. Ершова
Юрка — «Характеры»   В. Шукшина
Лариса  — «Четыре капли», «Заступница»  В. Розова
Олюня — «…О странностях любви» В. Пановой
Людмилка — «Васса Железнова»  М. Горького
Принцесса Нитонисёнка —  «Хрустальное сердце»  Л. Устинова
Тао-ху-ань — «Третье поколение» Н. Мирошниченко
Племянник Костя — «Здрасьте, я ваша тетя!» А. Кучаева
Полина —  «Доходное место»   А. Островского
Анютка —  «Власть тьмы»   Л. Толстого
Катя — «Репетитор» Г. Полонского
Катрин — «Восемь любящих женщин  Р. Тома
Катенька — «Соловьиная ночь»    В. Ежова
Катя —  «Варвары»  М. Горького
Филаретова  — «Спешите делать добро» М. Рощина
Алиман — «Материнское поле»  Ч. Айтматова
Эрменгарда — «Сваха»  Т. Уайльдер
Лидия Муромская — «Дело»   А. Сухово-Кобылина
Богиня раздора Эрида — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима
Наташа — «Фальшивая монета»   М. Горького
Лотта фон Витц — «Спасение»  А. Салынского
Ада Квонсетт — «Аэропорт» А. Хейли
Чуприкова — «Березовая ветка» Ю. Визбора
Шарлотта — «Вишневый сад» А. Чехова
Князь Владимир- «Илья Муромеци Соловей-разбойцник» Э. Федотова
Марта «Женское постоянство» С. Моэма
Элен Дюбар — «Супница» Р. Ламуре
Коринкина – «Без вины виноватые»   А. Островского
Татьяна Ивановна —  «Фома»   Ф. Достоевского
Беттина, старшая сестра —  «Перед заходом солнца»    Г. Гауптмана
Татьяна — «Рождественские грезы»   Н. Птушкиной
Миссис Сэвидж — «Странная миссис Сэвидж»   Д. Патрика
Агриппина Никитична — «Бульвар удачи» Е. Скороходовой
Берта, мама Менахема — «Поминальная молитва» Г. Горина
Никулина – «С любимыми не расставайтесь» А. Володина
Француженка – «Горе от ума» А. Грибоедова
Мария Хосефа — «Дом Бернарды Альбы»  Ф. Гарсиа Лорки
Мышка — «Кошки-мышки» И. Эркеня

«Театр   на   Набережной»

Моноспектакль  «Мальчики»  Ф. Достоевский
Моноспектакль  «Лето господне»  И. Шмелев
Моноспектакль  «…Деревня, где скучал Евгений…»   А. Пушкин

Литературные    программы

Г.-Х.  Андерсен «Сказки»
Д.  Биссет «Детские сказки»
М.  Зощенко  «Любовь  и  коварство»
А.  Платонов   «Железная  старуха»
Ф.  Искандер «Запретный плод»
В.  Дорошевич «Русский язык»
М. Зощенко «Любовь и коварство»
Русская поэзия.  XIX в.  (А. Пушкин, Ф.И Тютчев, А. Фет);
Русская поэзия.  XX в.   (А. Блок,  А Ахматова,  М. Цветаева,  Б. Пастернак).
Л.  Кассиль «Кондуит и Швамбрания» Программа для детей.

Публикации:

Ваганова И. Голубчики мои, не бойтесь жизни! //Золотое кольцо.-30 нояб.1983.-№229.
Ваняшова М. Чистота сердца //Северный край.-11 сент. 1975.
Зубков Ю. В старейшем российском… //Театральная жизнь.-
Кондорская В. На пути к образу //Юность.-7 апр.
Мартыненко О. Культура русской провинции //Московские новости.-20 дек. 1981.- №51.
Мацкевич О. Толгонай с берегов Волги //Казахстанская правда 7 авг.1982
Парсегов К. Трудно быть изюминкой в ящике с изюмом //Ярослав. неделя.-7 февр. 1997
Седов П. Никакого волшебства //Советская культура.- 4 февр. 1975.
Ваняшова М. Таня-травести.//Северный рабочий. 6 октября 1964 г.
Кэпэцынэ В. Главное — правда жизни. // Советская Молдавия. Июль 1983 г.

Ермолин Е. Испытании сценой //Юность.-4 окт. 1983
…Это веселое, яркое, ответственное амплуа — травести. Дети, как известно, зритель придирчивый: они требуют полной достоверности всего того, что происходит на сцене, и особенно непросто до предела правдоподобно, без оттенка фальши, сыграть роль их сверстника. …При всех своих достоинствах амплуа травести таит одну опасность: опасность остановиться в творческом росте, застыть в вечном детстве, оградить себя умело подобранными приемами от сложностей взрослой жизни. Нужно сказать, такая перспектива не грозит актрисе Татьяне Поздняковой: ей всегда был свойственен широкий диапазон творчества. Позднякова играла, к примеру, и Финнею в… комедии… «Дурочка», и Мартирио в напряженной драме Ф.-Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы»… С тех пор было сыграно много ролей, прожиты на сцене целые судьбы… Среди самых значительных работ Татьяны Поздняковой… — роль Алиман в драматической поэме «Материнское поле».

Ваняшова М. Светлые тайны тихой обители. Странная миссис Сэвидж. // «Дом Волкова» № 11
Премьера «Странной миссис Сэвидж» тепло встречена зрителями. Это очень добрый спектакль, а в наше жестокое и немилосердное время это не так уж мало. В спектакле есть единый ансамбль, где солирует миссис Сэвидж… — Татьаня Позднякова. Всякий раз в этом спектакле она завоевывает право называться учшей театральной леди Ярославля.

Кублицкий Р. Где разбивается сердца. // Юность. 1968.
Творческой удачей надо надо назвать исполнение… роли Мартирио. С большим эмоциональным накалом проводит артистка сцену дуэта с Аделой… Т.К. Позднякова сумела раскрыть внутреннее содержание характера своей героини.

Бертенсон М. Огонь на себя. // Вечерняя Москва
Есть в спектакле и другая, казалось бы, второстепенная роль, но сыгранная с такой душевной щедростью, с таким искренним проникновением в психологию семнадцатилетней восторженной девушки, что она воспринимается «крупным планом». Зрители сразу попадают под обаяние Маши Ромашкиной… и успевают горячо полюбить романтическую, чистосердечную, доверчивую девушку…

Ваняшова М. Чистота сердца. // Северный рабочий. 11 сентября 1975.
Герои Татьяны Поздняковой, кажется, не свершают особых, поражающих воображение подвигов, однако они делают не меньше: всякий раз они заставляют нас переживать чувство нравственного возрождения и очищения.

Голер М. Момент истины. //Советская Молдавия. 9 июля 1983 г.
Большую часть спектакля проводит на какой-то звенящей ноте… И тональность эта не кажется одноообразной: она тонко передает и порыв, и самозабвение, и чистоту своей героини Алиман. Я уже не говорю о том, что даже произнесенное как бы про себя тихое слово отчетливо доносится до самых дальних уголков огромного зрительного зала… Но суть, естественно, не в силе голоса (хотя сейчас очень актуален этот признак театральной культуры), а прежде всего в том, что звучит со сцены. По полярности состояний это, может быть, сложнейшая роль в спектакле. Актриса удивителдьно точна в передаче контрастного слома — от чистой и ясной, светлой первой любви к надрывному, похмельному смутному увлечению. Сложность тут еще в том, что жизнь героини, по законам жанра, не прослеживается подробно, со всеми психологическими подробностями, а взята крупно, только в самых резких, ярких ее проявлениях. Зрителю явлены только экстремальные обстоятельства… Но в мгновенности перехода от одного состояния до другого не теряется ощущение фундамента роли: Татьяна Позднякова продемонстриовала удивительный сплав пластики и слова, не забыть ее ликующий вопль при радостном известии о муже и стремительный летящий пробег из глубины сцены к матери. Не пробег даже, а какой-то полет! И как это точно найдено режиссером, что повторяется он дважды, ибо безоглядность радости не может сразу утихомирииться, она выплескивается через край сцены в зрительный зал.

Ермолин Е. Хороший был человек… С кем останемся?//
Что за талант у этой актрисы! Она предназначена для того, чтобы разбивать сердца. Хрупкая, изящная, оранжерейная, эфирная, до кончиков ногтей театральное создание, обладает даром неизбывной вечной детскости, кажется — в чем душа держится, а проходит минута, другая — и внезапно чувствуешь, что неведомая сила берет тебя и несет, как волна, в океанические дали: из маленького зала попадаешь в некое безбрежное пространство бытия, гже нет ни начала, ни конца.

Томашов. В. И смех, и слезы Анатовки. // Северный край. 2008.
Татьяна Позднякова, без преувеличения, создала маленький актёрский шедевр. За две-три минуты пребывания на сцене в образе практически бессловесной, «странной» Берты она сыграла Жизнь и Судьбу – не только собственную, но и всего народа, к которому она принадлежит. На наш взгляд, Берта Поздняковой стала точнейшим художественным камертоном всего спектакля, задающим его душераздирающую трагикомическую мелодию. Фишка – в том, что камертон прозвучал не «до», а «после». И вот – финал… Скорбная вереница евреев-переселенцев, этих вечных изгоев, с узлами и чемоданами медленно уходит в глубь сцены…

Маргарита Ваняшова о «Доме Бернарды Альбы»
«Испания – страна резких линий», – сказал Лорка. Здесь нет размытых граней, через которые можно было бы спастись в иной мир. Но спастись можно лишь двумя способами: уйти или в безумие, или в смерть.
Только истинная любовь очистит душу Аделы, и только безумие спасёт Марию Хосефу. Татьяна Позднякова в роли Марии Хосефы, сумасшедшей матери Бернарды, – нездешнее, божественное создание, порхающая душа мира… Волшебно созданная роль! Лёгкая, как мотылёк, полувоздушная, как Истомина у Пушкина. Марию Хосефу несут на руках как невесту, и безумная обещает родить множество детей, кричит о свободе и вольном море, воскрешая тот мир, о котором мечтают, но молчат сёстры. Но она – предмет осмеяния, её внучки не узнают в ней себя через тридцать или сорок лет. Марии Полумогиной удалось передать стойкий и одновременно хрупкий внутренний мир Аделы, отстаивающей своё самостояние, право быть непохожей на других. Спасающейся в смерть.