Валерию Соколову - 75!

ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ

30 марта исполнилось 75 лет
заслуженному артисту России Валерию Константиновичу Соколову

- Где первое общество взаимного кредита? Где, спрашиваю я вас, второе общество взаимного кредита? Где товарищество на вере? Где это все? Безобразье! - так сердито и справедливо обращался герой Ильфа и Петрова по фамилии Фунт - к Остапу Бендеру.
В отличие от своего героя, актер Волковского Валерий Соколов может сказать, что все годы служения его в театре и театру - и есть самое настоящее Товарищество на Вере!

Он истинный Рыцарь театра. Один из признанных его мастеров. Верность театру его безупречна. Он служит театру с 1970 года, почти полвека, с тех самых пор, как окончил Ярославское театральное училище. Особо отметил его актерские способности Фирс Шишигин, народный артист СССР, знаток актерских душ и талантов, пригласивший своего ученика по окончании училища в Волковский театр. Обладатель большой творческой фантазии, изобретательности, блестящего чувства юмора, Соколов - философ и мудрец, ироник и комик, эксцентрик и клоун, Самый грустный философ и комик Волковской сцены. Он всегда неожидан и интересен для зрителя. коронные его роли – характерные, требующие особой разработки, тонких деталей, удивляющих зрителя. В его репертуарном листе около 150 ролей.

Есть мгновенья Театра, которые не забываются. Однажды – года два-три назад, в Волковском театре проходила лаборатория, показ самостоятельных актерских работ на темы «Русских сказок» Александра Афанасьева. Каждый выбирал свою сказку, свою тему… Валерий Константинович Соколов выбрал «Сказки о птиах». И начал с песни, никому не известной. Или почти не известной.
…Что по- над Волгой,
Да что по- над кручей
Птица летала,
Перо оброняла.
Тут шла Красна девица,
Прошла с перевозу,
Перо поднимала,
Да всех окликала– а– а!...

Песня его, протяжная и задушевная, неожиданно вызвала смех присутствующих, все подумали было, что это очередной «прикол» исполнителя! Ведь Валерий Соколов известен по своим комическим ролям. Но это вовсе не ВСЕ о Нем! Он был грациозным, лукаво-мудрым и очень изящным в своем рассказе, в своей притче. Все мы стали свидетелями подлинного, истинного артистизма, легкой, подвижной мысли и столь же легкой игры Валерия Соколова. Мало, кто заметил чуть брезжившую ностальгию по былым, ушедшим временам.
Это была бурлацкая задушевная песня из давнего спектакля Фирса Шишигина "Федор Волков", участником которого ему довелось быть. Валерий Соколов окликал и сопрягал Времена. Соединял их – столь нежно, столь мастерски, рассказывая сказки о хитроумных птицах...

Руководивший этой внутренней актерской лабораторией Кирилл Серебренников особо отметил на обсуждении работ глубину исполнения сюжета Валерием Соколовым, почувствовав некую его непохожесть... Но лишь единицы, а может быть, и всего-то двое, помнили о давней театральной поре, где летали фантазийные птицы, обронявшие в дар всем - чудодейственные волшебные перья Театра.
Но мысль о необходимейшей связи времен – передалась всем присутствующим....
На фестивале российского искусства в Японии Валерий Соколов покорил публику. Его герой – в спектакле «Две смешные истории о любви» (по чеховским водевилям) играл на японском языке, в Чехии – Соколов играл на чешском. Пространство упоительной свободы существования, оттененной тончайшим блистательным юмором, душевным светом, особой трогательностью.

Создания Валерия Соколова всегда многоплановы и полнокровны. Отец-покровитель рыбаков и их семейств Падрон Виченцо («Кьоджинские перепалки» К.Гольдони), подобострастный, змееподобный в своей пластике Земляника («Ревизор» Н.Гоголя). За «инспекторской» неприступностью пана Мича («Соло для часов с боем» О. Заградника) скрыта глубинная человечность и грустная ирония. В спектакле «Лес» (постановка народного артиста России Александра Кузина) Валерий Соколов играет Карпа – лакея Гурмыжской. Далеко не простого лакея. Он может невозмутимо, но с достоинством отбрасывать неуклюжие шутки Несчастливцева по поводу его имени – Карп, когда его героя называют Окунем, Налимом, Сазаном… На самом деле, этот философский лакей невидимо управляет и дирижирует происходящим, комментирует его, направляет действие в нужную сторону, не морализирует, но оценивает все поступки персонажей.

Созданные Валерием Соколовым образы несут отпечаток внутреннего мира актера, его душевного склада и обаяния. Когда-то в спектакле «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо Валерий Соколов играл Аттилио - Ангела, Дарующего Любовь и обещающего возлюбленной Свет счастья.

Актерское счастье Соколова – дарить Свет любви своим зрителям.