Сон в летнюю ночь

www БТР ОТсебятина 13.jpg

Говорят, что Шекспир писал не для нас с вами. Его театр посещали крестьяне и рабочий люд, которые не могли проникнуться всей глубиной его пьес. Говорят, что Шекспир сам не понимал всей глубины своих произведений. До сих пор в мастерски зафиксированных историях с каждым веком открывают новые смыслы, удивительно совпадающих с современной действительностью. Говорят, что он писал свои пьесы для постановки на сцене, а не для чтения. Театр жил исключительно на сборы труппы и писать для той немногочисленной группы людей, которая умела читать, было нецелесообразным. И так далее, и так далее…

Курс А. С. Кузина Ярославского Государственного театрального института представил на фестивале «Будущее театральной России» свой спектакль «Сон в летнюю ночь».

Сказать, что спектакль получился отличным – значит не сказать ничего. На протяжении всего спектакля меня не покидало чувство, что пьесы я не читал, настолько всё было непредсказуемо, разве что кроме имён действующих лиц. И ответ этому чувству: можно прочитать эту пьесу не одну сотню раз, но её обязательно нужно увидеть на сцене хотя бы однажды. И пусть вам попадётся такая же яркая постановка, где игра актёрам в радость, где чувство свободы испытывает и сам зритель, где театр – один большой праздник. Говорят, что испанцы несколько веков назад называли театр праздником. «Пойдём на праздник, - говорил один кабальеро другому». И так далее, и так далее…

«Сон в летнюю ночь», наверное, самая сказочная, волшебная из пьес Шекспира, и есть версия, что она создавалась или для свадьбы некоего аристократа или для празднования Елизаветой I дня св. Иоанна Крестителя. Вероятно, этим объясняется её несколько торжественный характер и тяга артистов к импровизации – в тексте, либо в целых сценах. Для многих режиссёров текст пьесы служит только отправной точкой к будущему спектаклю, но заслуга Кузина в том, что он не добавлял к нему метасюжетов и всяких разных пост-пост-пост-пост. Актёры играют просто потому, что это здорово. Великолепная сплочённость и чувство друг друга позволяет им даже из хаоса творить гармонию. Не возникает никаких противоречий, когда, к примеру, влюблённые поют песни Рэя Чарльза или танцуют под Фредди Меркьюри. И не хочется искать оправдания столь разнообразным костюмам персонажей. Не хочется вообще ничего оправдывать, подводить под общий знаменатель. Хочется только радоваться, быть частью этого праздника.