Словечки перелётные

www БТР ОТсебятина5.jpg

«Спектакль кончился овацией

И вся Земля была нам залом…»

Спектакль «Словечки перелетные» Российской государственной специализированной академии надолго запомнится зрителям фестиваля. С первых секунд, погружаясь в атмосферу сказок Белого моря, забываешь о каждодневных хлопотах. Десятки по-детски удивленных глаз, наивно доверчивых и распахнутых, безотрывно следят за малейшими движениями расписных платков, уютно наброшенных на плечи актрис.

«В сказках не надо сдерживать себя – врать надо во всю» - говорили авторы о своих сказках. Вот и в спектакле «врут во всю», да так, что верится охотно. Верится в то, что зеркал в Архангельске отродясь не видали, и в запеченную в пироге перепелиху, и в мороженые песни, и в пингвинов, приезжающих на заработки... В чем же секрет? Самозабвенность. Самозабвенность,  с которой рассказываются эти на первый взгляд невероятные истории, подкупает. Маня за собой, актеры увлекают зрителя в иное пространство – пространство сказки, оживающей здесь и сейчас. 

Литературно-музыкальный, фольклорный спектакль – так определили жанр сами создатели (режиссеры педагоги – Елена Багрова, Ольга Викторова). Частушки, песни, фольклорные напевы, сопровождающиеся народными танцами и озорными дробушками - создают национальный колорит. Удивительный архангельский диалект, присвоенный студентами, дает ощущение подлинности, аутентичности: будто только что все эти люди сошли со страниц книг С. Писахова и Б. Шергина. Спектакль без ярких декораций, световых эффектов и реквизита красочен по-своему. Раскрашивая полотно витиеватыми узорами речи, птичьими трелями, трещотками и отбивающими дроби каблуками, актеры создают неповторимую звуковую партитуру. Если на секунду закрыть глаза и прислушаться, воображение само нарисует ярмарочную площадь, избу, бочки с соленой рыбой.

Ироничность и лукавство, с которым актеры смотрят на своего главного адресата – зрителя сбивает с толку.  Игривыми искорками светятся глаза тех, кто привык воспринимать мир иначе.  Не видя зрительного зала, актеры непрерывно взаимодействуют с ним. Возможно, кому-то придет в голову, что раз актер не видит своего собеседника-зрителя, то и работает он для пустого пространства – туманного и отвлеченного. Думаю, все не так. Весь окружающий мир вовлечен в процесс творчества, что, несомненно, ощущается на уровне отнюдь не визуальном. Выпускной курс академии – это экспериментальный курс, на котором совместно обучаются студенты с инвалидностью по зрению и без нее. Взаимопроникновение, взаимодействие, «взаимонеразрывность» инклюзивного и профессионального театра позволяют сочетать элементы арт-терапии и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями с художественными задачами, поставленными режиссерами.

Зал аплодировал стоя! И еще долго в стенах Театра им. Ф. Г. Волкова гулко раздавался финальный фольклорный мотив, напеваемый воодушевленными зрителями.